Опыт обучения лапароскопии в гинекологии на базе учебно - симуляционного центра ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России

Автор(ы): Каушанская Л.В., Ширинг А.В., Скачков Н.Н.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» МЗ РФ, г. Ростов-на-Дону

Результаты

Важнейшим направлением модернизации здравоохранения России является внедрение и совершенствование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, к которым относятся и лапароскопические методы хирургических вмешательств. В течение ближайших лет значительная часть операций в гинекологии должна и будет выполняться лапароскопическим способом.

Во многих лечебных учреждениях страны уже сейчас имеются необходимые для этих целей оборудование и инструментарий. Но при этом не хватает врачей, которые могут эффективно выполнять лапароскопические операции. Все еще довольно много, особенно на начальных этапах работы, совершается врачебных ошибок.

К сожалению, среди всех врачей хирургических специальностей в нашей стране, желающих самосовершенствоваться и, в том числе, осваивать лапароскопическую технику, не так и много – менее половины. По этому показателю мы значительно уступаем уровню развития лапароскопической хирургии в экономически развитых странах. Гинеколог, выполняющий традиционные вмешательства, каким бы опытным он ни был, не может сразу перейти к проведению лапароскопических операций в связи с необходимостью прохождения сответствующей подготовки. Низкая эффективность подготовки лапароскопистов обусловлена традиционным принципом обучения - путем зрительной фиксации и дальнейшего повторения определенных действий опытных врачей. Классическое обучение лапароскопической хирургии не всегда является самым результативным. Наибольшей эффективностью обучения мануальным навыкам лапароскопической хирургии обладают симуляционные способы.

Подготовка гинеколога как и любого специалиста хирургического профиля для выполнения лапароскопических операций является длительным и кропотливым процессом. Основная сложность такого обучения состоит в необходимости приобретения врачом большого количества мануальных навыков. Система обучения состоит из последовательных этапов, при этом переход от одного этапа к другому осуществляется только после качественного выполнения определенных тестовых заданий.

Для решения задач, направленных на квалифицированное освоение практических навыков в лапароскопии в учебно - симуляционном центре на базе ФГБУ «РНИИАП» Минздрава России проводятся циклы тематического усовершенствования для врачей акушеров - гинекологов на тему «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии ( практический курс с использованием симуляционных тренажеров)».

Целью обучения является профессиональное совершенствование врачей акушеров – гинекологов лапароскопической хирургии.

На первом этапе обучающиеся на наших циклах получают необходимые теоретические знания и овладевают базовыми навыками лапароскопической хирургии на виртуальных симуляторах. На последующих этапах с ними разбираются детали упражнений, ставятся четкие учебные цели, разбирают возможные ошибки и указываются моменты на которые необходимо обратить внимание. Следующим этапом обучения - является отработка навыков для развития тактильного восприятия объекта при работе с реальными хирургическими инструментами, а так же освоение различной техники наложения швов. 

Занятия у обучающихся ведут квалифицированные врачи акушеры - гинекологи, доктора и кандидаты медицинских наук.

Средний возраст обучающихся составлял 31,2±1,4 лет. Средний врачебный стаж – 14,1±1,42 лет. Средний стаж выполнения эндоскопических операций составлял 3,2 ± 1,1 год.

Оценка практических навыков оценивалось до и после проведения курса обучения. Анализ данных показал, что значительная часть обучающихся улучшила результаты выполнения заданий модуля базовых навыков после прохождения тренинга в среднем в 2,6 раза. 

При проведении анкетирования было отмечено, что значительная часть курсантов улучшила показатели работы на лапароскопических симуляторах: 90,0% курсантов после занятий приобрели умение держать горизонтальный уровень изображения на экране видеомонитора при работе с лапароскопом, 90,2% – уверенно фиксировали объект лапароскопом в центре экрана видеомонитора, 76,9% – быстро достигали цели при движении инструментом, 80,7% надежно фиксировали объект инструментом, 66,6% – осуществляли безопасную тракцию тканей

Таким образом, использование симуляционного обучения необходимо для освоения и совершенствования лапароскопической методики оперативных вмешательств в гинекологии.

Презентация

Тема: Акушерство и гинекология
Админ .