Автор(ы): Охлопков В.А., Барашкова С.А.
Город: Омск
Учреждение: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Результаты
Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 года закрепляет право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста. Подзаконные акты регламентируют поэтапное внедрение процедуры аккредитации. В июне 2016 году аккредитацию впервые прошли выпускники, завершившие в 2016 году освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация». В 2017 году к стоматологам и провизорам добавятся выпускники лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов.
Сопровождение и обеспечение процедуры первичной аккредитации специалистов на всех этапах требует привлечения значительных финансовых, кадровых, информационных и иных ресурсов, расширяет функционал уже сформированных в вузах симуляционных центров. Подготовка к проведению аккредитации, оснащение помещений, предоставляемых для ее проведения в соответствии с рекомендациями Минздрава России, положительно отражается на менеджменте симуляционных центров, повышает качество обучения, мотивацию участников образовательного процесса к расширению симуляционных образовательных технологий. Разработанные и утвержденные Минздравом России порядок организации и проведения аккредитации специалистов, использованные при проведении первичной аккредитации специалистов в 2016 году оценочные средства позволили объективно оценить готовность выпускников к профессиональной деятельности.
Однако, анализ результатов первого опыта проведения аккредитации специалистов выявил потенциальную возможность более эффективного менеджмента не только симуляционного центра, но и кадрового и инфраструктурного потенциала вуза в целом, ресурсов некоммерческих профессиональных сообществ, работодателей в случае объединения процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) и первичной аккредитации специалистов.
На первый взгляд, ГИА и первичная аккредитация специалистов – процедуры, преследующие принципиально разные цели. ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Первичная аккредитация специалиста – для определения соответствия выпускника требованиям профессиональных стандартов.
В действительности нормативная база требует от разработчиков образовательных программ уровня специалитета приведение их в соответствие с профессиональными стандартами, а так же привлечения к их разработке, утверждении и актуализации не только вузовских работников, но и представителей некоммерческих профессиональных сообществ, работодателей. В этих условиях ГИА становится процедурой определения соответствия выпускника требованиям профессиональных стандартов.
К ГИА допускаются лица, в полном объеме выполнившие учебный план по осваиваемой образовательной программе, к аккредитации – лица, завершившие освоение основных образовательных программ. Различий в требованиях допуска практически нет.
Требования к формированию ГЭК и аккредитационных комиссий так же практически одинаковы. В обоих случаях председатели комиссий назначаются Минздравом России, а их членами являются представители профессиональных сообществ, работодателей, вузовского сообщества.
Процедуры проведения ГИА и первичной аккредитации, преследуя одинаковые цели, одинаковы и по форме – тестирование, оценка практических навыков (умений), решение ситуационных задач (собеседование).
Таким образом, считаем нецелесообразным повторное в течение месяца проведение процедуры оценки соответствия лиц, закончивших освоение образовательных программ требованиям к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности, комиссиями одинакового состава с использованием одинаковых фондов оценочных средств. Предлагаем объединить процедуры ГИА и первичной аккредитации специалистов, что позволит без потери качества и объективности оценки результатов обучения и степени готовности к осуществлению профессиональной деятельности, значительно повысить эффективность использования ресурсного обеспечения образовательного процесса.
Светлана Барашкова