Выживаемость знаний студентов при проведении ролевых игр

Автор(ы): Батыров Т.У.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: АО «Медицинский университет Астана»

Результаты

Актуальность: При традиционном обучения студентов и молодых специалистов до настоящего времени выявляются недостатки: неспособность применить в практической деятельности полученные знания, формальность этих знаний, недостаточная сформированность клинического мышления, неумение строить общение с пациентами и коллегами. По данным литературы усваивается только 10% учебного материала изложенного вслух.
Цель: Анализ результатов использования ситуационных задач и дидактических ролевых игр в преподавании студентам раздела стоматологии хирургической «Комбинированные поражения челюстно-лицевой области».
Задачи: Провести сравнительный анализ выживаемости знания при различных (пассивных и активных) методах обучения.
Предмет и объект исследования: текущая успеваемость с определением коэффициент долгосрочной выживаемости (КДВ) знаний у 55 студентов 5 курса стоматологического факультета, из числа которых 27 обучались с использованием активных методов обучения (основная группа) и 28 с использованием традиционного (пассивного) метода (группа сравнения). Определение КДВ знаний осуществлялось путем тестирования через шесть месяцев после проведения зачетного итогового занятия.
Результаты и обсуждения: Суть деловой игры-моделирование деятельности врача на основе создания различных ситуации и групповое управление, в процессе которого вырабатывается последовательность решении искусственно созданных условиях, максимально приближенной к комбинированному поражению раненного в боевых действиях.
Метод разыгривания ролей, предусматроивает реализацию сценария, определения ролей каждого участника (см.ниже). Специфической особенностью ролевой игры являютя:
-различие целей участников при общей главной цели спасти раненного;
-динамизм обстановки; -повторяемость шагов; -сложное сочетание вариантов мероприятий;-сжатие временных масштабов;
-регламентация взаимодействия участников определенными правилами, базирующих на реальных условиях профессиональной деятельности;
-оценка эффективности решений в соответствия с заранее выработанными критериями.
Процесс создания ролевой игры включает 3 этапа:
1. Выбор объекта у нас - диагностический, лечебный, организационно-тактический направления при оказании неотложной помощи комбинированным раненным в челюстно-лицевую область.
2. Разработка сценария игры, которая предусматривает:
- формирования состава участников с четким предписанием функции каждого и их взаймодействия;
- определенная последовательность этапов (шагов) ,релизуемых в процессе игры;
- определение объема и содержания деятельности каждого участника, применяемых методов решения задач, технических средств;
- получение, отработка и выдача результатов работы, оформление их в виде предусмотренных документов (мед карта, выписка истории болезни и т.п.)
- установление регламента игры на каждом этапе дифференцированно;
- учет и анализ проведенной игры.
3. Методические рекомендации проведения ролевой игры сформулированы общие и конкретные цели игры, а также программа базисных знаний студента для участия в такой игре. Мы для этих целей заранее даем на дом задание проработать специальные ситуационные задачи с ответами, схожими к разыгрываемой деловой игре.
Исходная ситуация ролевой игры – ситуационная задача, которого озвучивает условно раненный-студент.
В процессе ведения игры на всех 5 этапах (шагах) проводится анализ, самоанализ и оценка.
1- Этап: Само и взаимопомошь на поле взрыва атомной бомбы.
2- Этап: Доврачебная помошь на уровне медсанинструктора.
3- Этап: Первая врачебная помошь в медицинском пункте полка (МПП).
4- Этап: Квалифицированая хирургическая помощь медицинском санитарном батальоне (МедСБ) или в отдельном медицинском отряде (ОМО).
5- Этап: Специализированная медицинская помошь в специализированном полевом нейрохирургическом госпитале (СПНХГ).
После окончания игры проводится общий анализ работы групп с привлечением самих студентов в качестве «оппонента» и сравнения результатов работы с эталоном. В процессе проведения ролевых игр каждая группа состоит из 1-3 студентов, ответы которых оценивает арбитр (студент) или преподаватель. При этом очень важно правильная своевременная достаточная медицинская помощь, без задержки «продвижение» условно раненого на следующий этап.
В процессе игры студенты могут в малых группах совещаться и спорить или же с разрешения арбитра привлекать студентов из другой малой группы. При конечной оценке все это учитывается в баллах, быстрые правильные решения вопроса ситуации поощряется, и наоборот - задержка и неправильные решения снижает общий балл малой группы.
Проведя сравнительный анализ выживаемости знания определением коэффициент долгосрочной выживаемости (КДВ) знаний путем тестирования через шесть месяцев после проведения зачетного итогового занятия отметили в основной группе тенденцию к более высоким результатам по сравнению с группой сравнения, и составили 0,55±0,1 и 0,48±0,1 соответственно (0,01>р>0,05).
Было принято считать положительным тестирование при КДВ ≥0,50. Среди тестируемых студентов с заданием справилось, то есть прошли тестирование с результатом коэффициента долгосрочной выживаемости знаний 0,50 и более, – 52%. При этом в основной группе, среди студентов успешно прошедших тестирование, среднее значение КДВ знаний было достоверно выше, чем в группе сравнения, и составило 0,65±0,1 и 0,55±0,1 соответственно (р<0,05).
Выводы: Использование ситуационно-ролевых игр на практических занятиях позволило повысить интерес студентов к изучению предмета и текущую успеваемость на практических занятиях, имела место более высокой выживаемости знаний.Проведение ситуационно-ролевых игр позволило оценить уровень знания студентами учебного материала, умение применять данные основных и дополнительных методов исследования в диагностическом процессе, способствовало лучшему усвоению теоретического материала,развитию клинического мышления студента,на базе освоенных им умений и знаний улучшил процесс обучения.

Тема: Стоматология
Тулеубай Батыров