Оценка коммуникативных навыков аккредитуемых по специальности врач-стоматолог

Автор(ы): Махнач С.С., Коновец Л.Н.

Город: Красноярск

Учреждение: ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России

Актуальность

Прием врача-стоматолога представляет собой комплекс мероприятий, направленных на диагностику заболеваний полости рта, проведение лечебных процедур и профилактику возможных осложнений. Важнейшей частью приёма является консультация пациента врачом, включающая разъяснение состояния здоровья зубов и десен, обсуждение плана лечения и методов профилактики. Однако процесс консультирования нередко сталкивается с рядом проблем, обусловленных различиями в восприятии медицинских услуг пациентами и врачами, особенностями психологии больных, недостаточной подготовленностью самих врачей в области коммуникативных навыков.

Цель

Цель работы заключается в анализе и выявлении проблем, возникающих в процессе консультации пациентов стоматологом, а также в разработке рекомендаций по улучшению коммуникативных навыков врачей и повышению уровня понимания пациентами медицинских услуг.

Результаты

Анализ коммуникативных навыков 50 аккредитуемых по специальности "Стоматология" показал:
- Высокий уровень владения базовыми коммуникативными техниками у будущих стоматологов. Наиболее успешно аккредитуемые справляются с критериями "Понятный язык" и "Дозирование информации и паузы": в обоих случаях 40 человек (80%) получили положительную оценку.
- Хорошие результаты также продемонстрированы в критериях "Исходный уровень информирования" и "Монолог в начале консультации", где 35 человек (70%) выполнили эти требования.
- Наибольшие сложности, хотя и не критические, отмечены в навыках, связанных с взаимодействием с пациентом: "Прояснение запроса" и "Возможность задавать вопросы". По этим критериям 20 человек (40%) не смогли показать удовлетворительный результат.
В целом, аккредитуемые по стоматологии демонстрируют сильные стороны в ясности изложения и структурировании информации, однако каждому четвертому-пятому из них требуется дополнительная практика в активном диалоге с пациентом.

Обсуждение

Основные проблемы консультирования:
1.Недостаточная информированность пациентов.
Многие пациенты имеют ограниченные знания о состоянии своего здоровья и методах лечения. Это затрудняет понимание ими рекомендаций врача и снижает мотивацию к соблюдению профилактических мер и выполнению назначенных процедур. Нередко причиной такого положения вещей становится отсутствие должного уровня медицинской грамотности населения.
Решение: Необходимо повышение уровня общей осведомлённости населения посредством образовательных кампаний, просветительных материалов и регулярных консультаций со стороны медицинских работников, проводимых по отработанным еще в студенчестве схемам и при полном понимании врача, как донести до пациента именно ту информацию, в которой этот пациент нуждается, не в ущерб времени, потраченному на прием.
2.Страх перед лечением.
Одной из наиболее распространённых психологических преград является страх перед процедурой стоматологического вмешательства. Пациенты часто испытывают тревогу и беспокойство, связанное с возможными болевыми ощущениями, длительностью процедуры и необходимостью финансовых затрат.
Решение: Врач должен проявлять эмпатию, внимательно выслушивать жалобы пациента, подробно объяснять ход предстоящих манипуляций и успокаивать больного, создавая доверительную атмосферу.
3.Неправильное восприятие роли врача.
Некоторые пациенты воспринимают врача исключительно как исполнителя конкретных действий («почини зуб»), игнорируя необходимость диагностики, оценки общего состояния организма и принятия решений относительно дальнейших шагов. Такое отношение осложняет коммуникацию и повышает риск недопонимания между сторонами.
Решение: Важно объяснить пациенту важность комплексного подхода к лечению, подчеркнуть значимость своевременной диагностики и профилактики. Приемы активного слушания пациента и его вопросов, использование понятных метафор и примеров поможет пациентам лучше осознать роль врача в процессе оказания помощи.
4.Неумение врача выстраивать диалог.
Отсутствие развитых коммуникативных навыков среди некоторых врачей также негативно сказывается на качестве консультации. Неспособность чётко изложить рекомендации, подобрать правильные формулировки и учесть индивидуальные особенности восприятия конкретного пациента приводят к снижению эффективности взаимодействия.
Решение: Повышение квалификации врачей в области межличностного общения должно стать приоритетом системы подготовки кадров. Учебные программы медицинских вузов и курсы повышения квалификации обязаны включать модули по развитию навыков эффективного общения с пациентами.

Выводы

Эффективное консультирование пациентов является ключевым аспектом работы стоматолога. Решение проблем требует усилий медицинских учреждений и государства. Улучшение образования и внедрение инновационных подходов помогут повысить качество стоматологических услуг и удовлетворённость пациентов. В рамках первичной аккредитации специалистов введены станции «Сбор жалоб и анамнеза» и «Консультирование», что способствует переходу от патерналистской модели к партнерской. Важно учитывать исходную позицию пациента, дозировать и упорядочивать информацию, чтобы она была понятна и доступна. Пациент должен иметь возможность задавать вопросы и понимать полученные сведения, что поможет избежать обращения к недостоверным источникам. Также необходимо выяснить, как пациент воспринял информацию, и поддержать его в период переживаний. Согласно этим критериям, был разработан чек-лист оценки действий аккредитуемых на станции консультирование.

Тема: Коммуникативные навыки
Коновец Лиля Наильевна