Обучение студентов старшего курса навыкам неотложной помощи: практико-ориентированный подход

Автор(ы): Кемелова Г.С., Тимахович М.В., Сапалиди Е.В.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: Некоммерческое Акционерное Общество «Карагандинский Медицинский Университет», Республика Казахстан

Актуальность

В современном здравоохранении одной из ключевых задач подготовки будущего врача является формирование у студентов практических навыков оказания помощи в критических ситуациях. Своевременное и грамотное выполнение алгоритмов неотложной помощи напрямую влияет на исход заболевания и жизнь пациента. Однако в традиционных формах обучения зачастую акцент делается на теоретическую подготовку, в то время как практико-ориентированные навыки остаются недостаточно отработанными. Особенно это касается студентов старших курсов, которые уже выходят на клиническую практику и сталкиваются с реальными пациентами. Использование симуляционного обучения, тренингов с применением манекенов и разборов клинических сценариев позволяет повысить готовность студентов к действиям в экстренных ситуациях, развить клиническое мышление и уверенность в собственных действиях.

Цель

Оценить эффективность практико-ориентированного подхода в обучении студентов старших курсов специальности «Медицина» навыкам неотложной помощи на основе результатов экзаменационного контроля, объективной оценки сформированности практических навыков и анализа анкетирования обучающихся.

Материалы и методы

Данное исследование основаны на результатах теоретической и практической части группового клинического экзамена, группового объективного структурированного клинического экзамена (ГОСКЭ), данных анкетирования обучающихся. Объектами исследования явились обучающиеся 4 курса по сокращенной программе обучения (I группа, n=37, 5,4%) и 5 курса (II группа, n=649, 94,6%) специальности «Медицина», в количестве 686 студентов трех отделений — казахского, русского и английского языков обучения. В исследовании были использованы данные всех студентов, прошедших дисциплину «Симуляционный курс по неотложным состояниям».В анкете использовались 35 вопросов, включающие оценку уровня практических навыков до и после обучения на симуляционном оборудовании, восприятия симуляционной подготовки, а также проблем в освоении необходимых навыков. Статистический анализ проводился с использованием описательных методов: процентного распределения ответов, оценка средних значений и вариационных характеристик. Для оценки эффективности применялись показатели изменения уровня навыков и восприятия студентами роли симуляционных технологий. Дополнительно использовался качественный метод исследования для анализа открытых ответов и сравнительный анализ данных по различным отделениям и группам студентов.

Результаты

Результаты исследования показали высокую успешность симуляционного обучения: по итогам ГКЭ она составила 91% у студентов I группы и 86% у II группы, по ГОСКЭ — 88% и 84% соответственно (p<0,05), хотя до начала занятий 77–90% оценивали уровень своих теоретических знаний как недостаточный. Дополнительно выявлена потребность в развитии коммуникативных компетенций (54%) и интерес к освоению хирургических, акушерских и психиатрических навыков, что подчеркивает высокую мотивацию обучающихся и необходимость дальнейшего совершенствования программы. а 46% студентов не осознают значимости их формирования в образовательном процессе, что указывает на необходимость усиления работы преподавателей по развитию мотивации и профессиональной осознанности. Дополнительно студенты выразили заинтересованность в овладении хирургическими (в том числе лапароскопическими), акушерскими, коммуникативными и психиатрическими навыками.

Обсуждение

Сравнительный анализ результатов итогового контроля в формате ГКЭ и ГОСКЭ показал, что студенты I группы (обучающиеся по сокращённой форме после медицинского колледжа) продемонстрировали более высокую успешность — 91% и 88%, по сравнению со студентами II группы (поступившими после школы), у которых данный показатель составил 86% и 84%. Полученные результаты позволяют предположить, что наличие предварительного среднего медицинского образования способствует более уверенной отработке практических навыков неотложной помощи. Данные исследования подтверждают высокую эффективность использования симуляционных технологий в формировании практических компетенций студентов, а также положительное отношение обучающихся к данному формату занятий. Вместе с тем выявленный низкий уровень знаний о теоретических основах неотложной помощи у значительной части студентов указывает на необходимость повышения информированности и интеграции дополнительных теоретических модулей в образовательную программу. Учитывая высокую мотивацию студентов к расширению спектра приобретаемых умений, целесообразно развитие мультидисциплинарных программ по симуляции, направленных на формирование комплексных клинических компетенций. В совокупности представленные данные свидетельствуют о потенциале совершенствования образовательного процесса за счет интеграции теоретической подготовки и расширения практических модулей, что позволит повысить качество профессиональной подготовки будущих врачей

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.Применение практико-ориентированного подхода в обучении студентов старшего курса навыкам неотложной помощи показало высокую эффективность, что подтверждается результатами экзаменационного контроля и положительным восприятием образовательного процесса самими обучающимися.
2.Целесообразно совершенствовать программу обучения студентов старшего курса за счёт интеграции дополнительных теоретических модулей и расширения практико-ориентированных программ, что позволит повысить качество профессиональной подготовки и сформировать устойчивые навыки неотложной помощи.

Тема: Аккредитация, оценивание
Евгения Сапалиди