Автор(ы): Кирилочев О.К., Тарасова З.Г., Фалчари Р.А., Остроухова Э.В., Хохлова В.В.
Город: Астрахань
Учреждение: ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России
Актуальность
Дополнительная профессиональная программа «Анестезиология-реаниматология», 720 часов реализуется в Астраханском ГМУ. Программа направлена на совершенствование компетенций специалиста в соответствии с последними достижениями клинической медицины. Подготовка врача-анестезиолога-реаниматолога должна сочетаться с формированием практических навыков и умений в освоении новейших технологий и методик. Любая неправильно выполненная манипуляция может привести к необратимым изменениям здоровья пациента и негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии врача. Симуляционные технологии предоставляют широкие возможности для подготовки медицинских специалистов. Они позволяют отрабатывать практические навыки в условиях, максимально приближенных к реальным, без угрозы для жизни и здоровья пациента.
Цель
Формирование у проходящих профессиональную переподготовку врачей по специальности «анестезиология-реаниматология» практических навыков и умений для последующей работы в практическом здравоохранении.
Материалы и методы
На базе Астраханского государственного медицинского университета функционирует симуляционный центр для подготовки различных специалистов, в том числе врачей-анестезиологов-реаниматологов. На базе этого центра проходят подготовку обучающие по специальности «анестезиология-реаниматология». К фундаментальным практическим навыкам и умениям врача-анестезиолога-реаниматолога относятся три: обеспечение проходимости дыхательных путей, обеспечение венозного доступа и сердечно-лёгочная реанимация. Для овладения этими практическими навыками использовались:
1. модель для обучения интубации с управлением через планшетный компьютер в комплекте с усовершенствованной рукой для венепункции;
2. манекен взрослого для проведения базисной сердечно-лёгочной реанимации с компьютерной регистрацией результатов.
Количество часов работы в симуляционном центре по специальности составляет 20 академических часов. Проведён анализ обучения врачей на клинических базах и на симуляционном оборудовании.
Результаты
Система обучения врачей на симуляционном курсе основывается на многоуровневом принципе, заключающемся в последовательном освоении и многократном повторении манипуляций с обязательным использованием современных специализированных манекенов. Практические навыки фиксируются и оцениваются преподавателем и компьютеризированной системой. В результате симуляционного обучения врачей на модели интубации трахеи и манекене базисной сердечно-лёгочной реанимации нами были выявлены следующие преимущества:
- отработка навыков на симуляторах исключает риск причинения вреда реальным пациентам, что особенно важно в анестезиологии-реаниматологии, где ошибки могут иметь серьёзные последствия;
- обучающие врачи могут повторять манипуляции до тех пор, пока не достигнут уверенности и мастерства;
- представленные современные симуляторы максимально точно имитируют анатомию, физиологию и патологические состояния, что позволяет врачам тренироваться в условиях, близких к реальным;
- симуляционное обучение позволяет моделировать редкие и опасные ситуации (например, трудные дыхательные пути), что помогает врачам научиться быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях;
- использующие симуляторы оснащены системами обратной связи, которые позволяют анализировать действия врача во время манипуляции, выявлять ошибки и корректировать их, что способствует более глубокому понимаю процесса;
- симуляционное обучение может включать отработку навыков командной работы, что особенно важно в анестезиологии-реаниматологии, где успех часто зависит от слаженных действий всей команды;
- отработкам навыков в безопасной среде помогает врачам чувствовать себя увереннее в реальных ситуациях, снижая уровень стресса и повышая качество работы;
- симуляционное обучение позволяет быстрее осваивать навыки, чем традиционные методы, и не требует использование оборудования или расходных материалов в клинике на реальных пациентах;
- некоторые манипуляции могут встречаться редко, и симуляционное обучение позволяет врачам подготовиться к ним, даже если они не сталкивались с такими случаями в клинической практике;
- обучение на симуляторах исключает необходимость использование животных или пациентов для тренировки, что соответствует современным этическим стандартам;
- симуляционное обучение позволяет врачам осваивать новые методики и оборудование до их внедрения в клиническую практику;
- программы симуляционного обучения могут быть адаптированы под уровень подготовки каждого врача, что делает процесс обучения более эффективным.
На наш взгляд, существуют и ограничения при симуляционном обучении врачей. По-видимому, даже самые современные симуляторы не могут полностью воспроизвести все аспекты реальной клинической ситуации, включая эмоциональную нагрузку и неожиданные изменения состояния пациента. Сравнение подходов обучения врачей при стажировке на клинической базе и на симуляторах:
- симуляционное обучение безопаснее для пациентов, т.к. исключает риск ошибок;
- клиническая база представляет более реалистический опыт, но с ограничениями по этике;
- симуляторы позволяют отрабатывать широкий спектр ситуаций, включая редкие, что сложно сделать в реальных условиях;
- работа с реальными пациентами на клинической базе лучше развивает эмпатию и навыки общения.
Выводы
Программа, включающая симуляционное обучение врачей-анестезиологов-реаниматологов интубации трахеи и сердечно-лёгочной реанимации имеет следующие преимущества: безопасность для пациентов, возможность многократной отработки, реалистические условия, отработка экстренных ситуаций, обратная связь и анализ ошибок, командное взаимодействие, снижение стресса, экономия времени и ресурсов, возможность обучения редким манипуляциям, соблюдение этических норм, адаптация к новым технологиям, индивидуальный подход. Таким образом, симуляционное обучение является важным инструментом в подготовке врачей-анестезиологов-реаниматологов, позволяя им развивать навыки, уверенность и готовность к любым клиническим ситуациям.