Автор(ы): Гилёва М.А., Манаева М.В., Рудин В.В., Артамонова О.А.
Город: Пермь
Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
Актуальность
Стоматологический приём — это массовый вид амбулаторной медицинской помощи, находящийся по обращаемости на втором месте после общетерапевтического, и, зачастую, времени для всестороннего обследования больного не всегда хватает. В связи с этим, нередко в работе врача-стоматолога возникают неотложные состояния, требующие немедленного оказания медицинской помощи. Проблема является актуальной из-за различных индивидуальных особенностей пациентов, а также в связи с возможностью токсического действия анестезирующих препаратов, способных вызывать тяжёлые осложнения, опасные для жизни пациента.
Статистика неотложных состояний на амбулаторном стоматологическом приеме, проведенная в 2017 году показала, что наибольший удельный вес имеет тройка лидеров: гипертонический криз (39%), коллапс (23%), аллергические реакции / приступ стенокардии (13%). Наименьший удельный вес имеют анафилактический шок (1%), инфаркт миокарда (1%), инсульт (1%).
Каждый врач стоматологического профиля должен уметь распознать наиболее часто встречающиеся неотложные состояния и уметь оказать первую помощь. Однако в ряде случаев врачи-стоматологи оказываются не в состоянии помочь пациенту. Это связано с отсутствием теоретической и моральной подготовки специалиста к возникновению экстренной ситуации, в которой врач не растеряется, а профессионально окажет первую помощь. Всего этого можно избежать, досконально изучив наиболее распространённые неотложные состояния, их клинику, диагностику и проведение первой медицинской помощи. Когда врачи стоматологического профиля поэтапно знают каждый свой шаг при возникновении того или иного осложнения, тогда они могут спокойно и уверенно вести приём пациентов.
Таким образом, симуляционная подготовка и оценка уровня готовности врачей в области стоматологии при терапии неотложных состояний является наиболее актуальной темой в настоящее время.
Цель
Использование симуляционного обучения для повышения качества оказания медицинской помощи в неотложных ситуациях в практике врачей стоматологического профиля.
Материалы и методы
На базе Федерального аккредитационного центра ПГМУ проведены тренинги «Терапия неотложных состояний в практике врача-стоматолога» в очном (67%) и дистанционном (33%) форматах. В тренингах участвовали 63 врача стоматологического профиля, как частных клиник, так и государственных поликлиник. Перед тренингами было проведено тестирование в дистанционном формате, чтобы определить базовый уровень знаний курсантов. В тренингах было использовано следующее оборудование: манекен для отработки навыков сердечно-легочной реанимации, фантом для внутривенных инъекций на локтевом сгибе и кисти.
На брифинге были поставлены задачи:
• Научиться диагностировать и дифференцировать неотложные состояния, возникающие во время проведения стоматологических манипуляций (анафилактический шок, обморок, коллапс, клиническая смерть)
• Освоить методику проведения базовой сердечно-легочной реанимации, обеспечения проходимости дыхательных путей, обеспечения венозного доступа, выполнения внутримышечных инъекций, придания необходимого положения пациенту.
Навыки отработаны в малых группах с постоянной коррекцией тренера. На дебрифинге уточнены основные сложности, даны рекомендации по их исправлению.
Результаты
В среднем у всех респондентов количество правильных ответов составило 54% во время прохождения входного тестирования. Анализ данных после тренинга показал, что у очной группы врачей стоматологического профиля количество правильных ответов увеличилось на 26%, у группы, присутствующей online – на 10,5%.
Выводы
Для повышения эффективности оказания медицинской помощи в неотложных ситуациях в практике врача-стоматолога, практикующие врачи должны быть включены в программу непрерывного симуляционного обучения, на котором происходит многократное повторение и отработка навыков в очном формате. При использовании высокореалистичного симуляционного оборудования с обратной связью происходит наиболее четкое восприятие клинической картины состояния пациента и отражение всех показателей жизнеспособности пациента позволяют тренировать навык оказания первой помощи в неотложных состояниях.
Мария Манаева