Клиническая эффективность симуляционного обучения

Автор(ы): Н.А.Невская

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

Опыт симуляционного обучения в медицинском образовании с использованием высокотехнологичных симуляторов, роботов и VR-технологий, как зарубежный, так и отечественный, исчисляется десятилетиями. В многочисленных публикациях представлены результаты анализа эффективности симуляционного обучения. В основном это анализ скорости освоения профессиональных навыков, их воспроизводимости и «выживаемости» через некие временные интервалы в условиях ex situ и in situ. В ряде исследований отмечен некий клинический эффект симуляционного обучения, но отсутствует емкая доказательная база. Отчасти такие заключения построены на логических рассуждениях и носят умозрительный и опосредованный характер. Нет четких данных за детальную взаимосвязь между «симуляционный тренинг навыка – уровень владения навыков – «клинический параметр» состояния пациента».

Цель

Разработать способ оценки клинической эффективности симуляционного обучения медицинских специалистов, проходящих регулярные симуляционные ретренинги в ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, по разделу неонатальная реанимация.

Материалы и методы

Проанализирована первичная медицинская документация (вкладыш-карта реанимации и стабилизации состояния новорожденных детей в родильном зале – далее (вкладыш-карта)) историй развития доношенных новорожденных, перенесших неонатальную реанимацию (НР). Анализ выполнен в 2 этапа: 1й – до регулярных симуляционных ретренингов медицинских специалистов, проводивших НР новорожденным включенным в исследование, и 2й – через 5 лет реализации регулярных симуляционных ретренингов среди этой же когорты медицинских специалистов.
Для реализации цели данные вкладыш-карты были переведены в специально разработанные балльные системы.
Первая балльная система включала оценку каждого пункта вкладыш-карты с точки зрения выраженности тяжести каждого параметра. При этом наибольший балл по каждому пункту соответствовал самому тяжелому состоянию. Таким образом, чем больше средний балл, тем тяжелее состояние новорожденного.
Вторая балльная система оценивала качество выполнения компонентов НР – разработан чек-лист оценки выполненных действий НР. По каждому пункту НР за каждое правильное решение и правильную манипуляцию/процедуру присуждались 2 балла; за отсроченное вмешательство или неадекватную технику - 1 балл; процедуры, которые были пропущены, или за вмешательства, которые не были показаны - ноль баллов. Чем больше итоговая сумма, тем лучше качество выполненной НР.
Анализ по обеим балльным системам проведен по каждому из 5 обобщенных разделов НР на каждом временном моменте фиксации.
Параллельно был проведен аудит владения профессиональными компетенциями и их применению в практической деятельности вышеуказанных медицинских специалистов по данным специально разработанного опросника.
Полученные результаты были подвергнуты общепринятым в медицинских исследованиях методам статистической обработки. Для оценки достоверности различий оценивали критерий Манна-Уитни, для оценки корреляции и тесноты связи оценивали коэффициент Спирмена и шкалу Чеддока. Статистический анализ результатов исследования проводили с использованием программы Microsoft Excel 2010 и STATISTICA 10.0 (StatSoftInc., США).

Результаты

Проведенный анализ выявил достоверное расширение спектра профессиональных компетенций медицинских сотрудников, готовности их выполнять и увеличение частоты и качества применения компонентов НР в практической деятельности.
Отмечено достоверное улучшение качества мероприятий НР. Качество выполнения компонентов НР значительно возросло во 2й группе, количество отклонений от стандарта НР снизилось на 35% по сравнению с 1й группой. Наибольшие сложности возникали при реализации мероприятий респираторной поддержки – при этом в 2 раза сократилось время принятия решений и начала респираторной терапии во 2й группе на фоне более быстрого регресса тяжести состояния. В результате в 1,8 раз уменьшилась потребность в ИВЛ в условиях кювеза при переводе из родзала в ПИТ.
Выявлена высокая взаимосвязь между динамикой роста профессиональных компетенций, качества проводимой НР, регрессом тяжести состояния и исходом.

Выводы

Полученные данные позволяют говорить о существовании взаимосвязи между симуляционным обучением медицинских специалистов по разделу неонатальная реанимация и клинической эффективностью проводимых мероприятий НР в группах доношенных новорожденных. Разработанный способ оценки клинической эффективности симуляционного обучения может быть использован для анализа НР в группах недоношенных новорожденных. Полученные данные могут быть полезны как компонент перинатального аудита для принятия организационных решений.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Нина Невская