Опыт использования различных версий интерактивного приложение «АcademiX3D» при обучении студентов лечебного факультета на кафедре факультетской терапии.

Автор(ы): Смирнова М.П., Потапов М.П., Чижов П.А., Иванова Ю.И.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

в процессе изучения дисциплин терапевтического цикла особое внимание уделяется обучению клинических методов обследования в процессе работы с больным и их интерпретации. Тренировка навыков клинического мышления является одним из ключевых моментов при подготовке специалистов первичного звена. Для отработки реальных клинических ситуаций в процессе обучения студентов по дисциплине «факультетская терапия» используется виртуальная модель пациента в интерактивном образовательном приложении «АcademiX3D», режим «практика», которое представляет собой набор клинических случаев по всем разделам внутренних болезней.

Цель

усовершенствовать качество практической подготовки студентов лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» путем использования интерактивного образовательного приложения «АcademiX3D».

Материалы и методы

занятия проводились на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО ЯГМУ МЗ РФ. Для проведения занятий со студентами 4 курса лечебного факультета по дисциплине «факультетская терапия» использовали интерактивное приложение «АcademiX3D» в двух версиях. Для максимального приближения условий занятия к реальной клинической практике использовали режим «Практика». В данном режиме студентам предлагалось выступить в качестве участкового терапевта, провести расспрос и осмотр пациента, поставить диагноз, назначить обследование и лечение. Целью использования данного приложения при проведении занятия является отработка коммуникативных навыков, физикального осмотра, интерпретации результатов и развития клинического мышления врача. Мониторинг качества практических навыков и эффективности проводимых студентами действий осуществлялся с использованием метода дебрифинга, а также анонимного анкетирования с использованием гугл-форм, которое проводилось в последний день обучения на блоке.

Результаты

при обучении студентов использовались две версии приложения в режиме «практика». При использовании данного режима студенты, работая в группах по 2-3 человека, выступали в качестве врача-участкового терапевта. При выборе сценария использовались изучаемые нозологии, в том числе и в рамках дифференциального диагноза. В ходе беседы с виртуальным пациентом студенты выбирали вопросы из предложенных программой. Ответ пациента, в зависимости от версии приложения, выводился на экран или озвучивался, информация в виде текста далее заносилась в историю болезни, представленную на левой стороне экрана. После окончания осмотра составлялся план обследования с лабораторными и инструментальными методами, консультациями специалистов. В завершение сценария требовалось провести обоснование клинического диагноза и назначить лечение. За все выполненные/не выполненные действия в приложении присваивались баллы, итоговый результат был доступен при завершении сценария.
При использовании обеих версий программ «АcademiX3D» студенты отмечали высокую реалистичность изображения и текстов сценариев, доступную форму подачи учебного материала, его практическую ориентированность, высокую информативность.
При использовании начальной версии приложения для работы было доступно большое количество сценариев по всем разделам внутренних болезней, хотя все они были визуально представлены только на двух пациентах. В то же время при работе с приложением отмечалось значительное количество несоответствий между диагнозом и объективными данными, а также данными обследований, которые были представлены только в текстовом формате (заключение), изображения для дополнительных методов отсутствовали.
При использовании обновленной версии приложения разработчики улучшили характеристики пациентов, они стали более разнообразными, появилось речевое сопровождение. В то же время использование записанной речи привело к увеличению отклика приложения, что сделало его менее удобным для работы. Также важно отметить, что в обновленной версии было существенно сокращено количество разработанных сценариев, по 1-2 на каждую нозологию, отсутствовали возможность выбора лабораторных и инструментальных исследований, ухудшились данные о предоставленных исследованиях, совершенно отсутствовали варианты выбора лечения, то есть студентам не требовалось обдумывать свой выбор и принимать решения. В связи с этим практическая ценность обновленной версии приложения несколько снизилась.
При оценке использования данного тренажера для подготовки 76% студентов отметили ценность его для практической подготовки. 40% студентов согласились, что тренажер помогает в освоении коммуникативных навыков. 80% отмечают, что использование данного приложения способствует лучшему запоминанию симптоматики. 75% студентов считают, что работа с использованием виртуального пациента приближает их к реальной работе в условиях амбулаторных ЛПУ. Только 2 % студентов считают, что тренажер не эффективен в обучении.

Выводы

при использовании интерактивного образовательного приложения «АcademiX3D» в режиме «практика» студенты приближены к работе врача-терапевта участкового, они имеют возможность общаться с пациентом, обследовать его, назначать лечение, что позволяет им систематизировать полученные теоретические знания в области патологии внутренних органов и повысить уровень практической подготовки.

Тема: Терапия
Марина Смирнова