Автор(ы): Роша Феррейра С. С., Корешкова К. Ю., Харер А. М., Народе Ш. А., Борате К. С., Туклия Н. Р., Хемунайла П. П., Перепелица С.А..
Город: Калининград
Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Российская Федерация
Актуальность
Симуляционное обучение (СО) — моделирование клинических ситуаций, которое позволяет обучающимся освоить клинические сценарии с различным уровнем сложности, улучшить свои знания и практические навыки. Часто студенты-медики испытывают беспокойство, связанное с клинической практикой, поэтому СО также можно использовать в качестве альтернативного решения такой проблемы, как неуверенность студентов в оказании помощи реальным пациентам.
Цель
изучить результативность освоения практических навыков по сердечно-легочной реанимации (СЛР) иностранных студентов и оценить гемодинамические показатели (артериальное давление (АД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС)) во время обучения.
Материалы и методы
Проведено проспективное рандомизированное исследование в котором принял участие 71 иностранный студент специалитета по специальности Лечебное дело, обучающихся на английском языке. Национальный состав участников: 68 (95,8%) были из Индии, 2 (2,8%) из Бразилии, 1 (1,4%) из Эквадора. Гендерный состав: 42 (59,2%) девушки и 29 (40,8%) юношей. Всего было включено 12 (16,9 %) студентов-медиков со 2—го курса, 9 (12,7%) с 3—го курса, 35 (49,3%) с 4—го курса и 15 (21,1%) с 5—го курса.
Участников разделили на 3 группы: 1 группа—21 студент, которые изучали методическое пособие на платформе Европейского совета по реанимации (ЕСР); 2 группа—25 студентов, совместно с материалами на платформе ЕСР был доступ к видео уроку по СЛР на канале ERC Youtube; 3 группа—26 студентов, изучали материалы на платформе ЕСР и работали над созданием 3-х интеллект-карт по анатомии, физиологии сердца и алгоритму СЛР. Второй этап заключался в проведении онлайн-тестирования по анатомии, физиологии сердечно—сосудистой системы и алгоритму СЛР и проведении симуляционного обучения на английском языке «Базовая сердечно—легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция (АНД)». Всем участникам измерялись артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений (ЧСС) на следующих этапах: перед проведением тестирования, после прохождения тестов, перед выполнением итоговой симуляции практического навыка выполнения непрерывных компрессий грудной клетки. с использованием манекена Braydenpro (Innosian, Inc., Korea), и через 5 минут после сдачи итогового практического навыка.
В начале и конце занятия проведено онлайн анкетирование для установления удовлетворенности о прошедшем обучении.
Результаты
Студенты из каждой группы прошли предварительный тест на платформе ERC, состоящий из 40 вопросов. На основании полученных результатов было установлено, что с первой попытки большинство студентов 1-й группы набрали средний балл 81±13,1%, 2—й —75±18,3%, 3—й — 69±15,4%, т.е. в 1-й группе показатель теста был статистически значимо выше, чем во 2-й и 3-ей группах (р=0,037). Общий балл за выполнение алгоритма СЛР в 1—й группе составил 93[85;95], во 2—й — 90[84;90] и в 3—ей — 89,5[87;93,5] (р>0,05). Проведен анализ результативности выполнения компрессий грудной клетки в зависимости от курса обучения. Сумма баллов, набранная студентами второго (82,5 ±7,8) и третьего (87,1 ±7,6) курсов, была ниже, чем у студентов четвертого (91,3±7,1) (p=0,003) и пятого (91,3±3,1) (p=0,014) курсов. Процент компрессий нужной глубины (5-6 см) также был ниже у студентов второго курса (69 ± 27%), а самый лучший результат был получен студентами четвертого курса (89 ± 18,2%) (р>0,05).
Изучая показатели гемодинамики установлено, что у всех участников систолическое АД было приближено к верхней границе нормы и составило у студентов 1-й группы 126±12,4 мм рт. ст., во 2-й группе —116±9,2 мм рт. ст, в 3—ей — 122±14,5 мм рт. ст. (р>0,05). Проведя анализ по гендерному признаку, выявлено, что у мужчин давление АД выше, (АДсист. = 133 ± 21,2 мм рт. ст.; АДдиаст. = 80 ± 11,9 мм рт. ст.), чем у женщин (АДс = 113 ± 13,7 мм рт. ст.; АДд = 73 ± 11,1 мм рт. ст.) независимо от группы (р 0,05).
Анализ ЧСС показал, что всех студентов отмечалась тенденция к тахикардии, у студентов 2-й группы средняя величина составляла 90 ±13,2 мин-1, а в 1—й и 3—й группах соответственно 87,1 ± 12,1 мин-1,87,6 ± 11,2 мин-1 (р>0,05).
Обсуждение
Высокая летальность от кардиальных причин во всем мире обусловлена не только высокой заболеваемостью, но и географическими особенностями стран, где доступ к квалифицированной медицинской помощи зачастую ограничен. Обучение иностранных студентов проведению качественной сердечно—легочной реанимации является приоритетным направлением высшего медицинского образования. Обучение сопровождается изменениями артериального давления и ЧСС, что обусловлено волнением и беспокойством, которые являются частыми симптомами, возникающими при обучении, особенно в новых условиях. По мере адаптации и усвоения практического навыка происходит нормализация показателей гемодинамики, что характеризует улучшение психологического статуса. Если отсутствовало обучение СЛР в симулированных условиях, то в реальных условиях в непривычной неотложной ситуации, требующая проведение СЛР, молодые специалисты не могут качественно это выполнить.
Выводы
Результаты симуляционного обучения показали, что вне зависимости от исходного уровня теоретической подготовки иностранных студентов-медиков, удалось в полной мере освоить алгоритм СЛР в теории и отработать технический навык, включая использование АНД. По результатам анкетирования, проведеного до и после обучения, количество студентов, готовых оказать СЛР в реальных условиях, увеличился с 4% до 100%.Практическое обучение СЛР оказало положительный эффект на снижение волнения и беспокойства.
Светлана Перепелица