В связи с разнообразием подходов и возможностей внутри каждой образовательной организации очень трудно добиваться согласованности без специального обучения преподавателей.
Поэтому была предложена система:
Предлагаем обучение на программах 1 и 2 уровня
В настоящий момент в рамках данной системы работает несколько площадок, предлагающих программы первого и второго уровня:
Предлагаем обучение на программах 3 уровня
В соответствии с договором о сотрудничестве с РОСОМЕД в качестве единственной площадки для программы третьего уровня была выбрана кафедра клинического моделирования и мануальных навыков ФФМ МГУ. Для участия необходимо пройти обучение на предыдущем уровне.
Предлагаем коллегам из других вузов подключиться к данному проекту, пройдя соответствующее обучение и внедряя у себя эту технологию.
В качестве концепции для данного проекта была выбрана партнерская модель взаимодействия медицинского работника и пациента.
Наиболее известной партнерской моделью в широких кругах является Калгари-кембриджская модель, где медицинской консультацией считается любое событие взаимодействия медицинского работника с пациентом и\или его родственниками.
Основным недостатком этой модели признано (причем и самим авторами тоже) большое количество (70-73) повторяющихся навыков на разных этапах медицинской консультации, каждый из которых имеет свои особенности, в зависимости от этого этапа и его основной цели.
В Калгари-Кембриджской модели (ККМ) все навыки общения вкраплены в стандартную схему медицинского приёма с отдельными акцентами на структурирование и выстраивание отношений.
Авторами ККМ специально взята схема медицинского приёма для того, чтобы преподаватели-клиницисты использовали ее при обучении как содержания, так и процесса взаимодействия врача и пациента.
Для отечественных специалистов ККМ – как модель взаимодействия не несёт существенного нового и не даёт необходимой мотивации для погружения в ее детали. И, даже, даёт право преподавателям утверждать, что ККМ — это точно-такая же модель, которая всегда преподавалась на наших кафедрах пропедевтики.
На факультете фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова предлагается немного иначе подойти к возможности осознать, запомнить и применять эти навыки коммуникации профессионально.
Поэтому было предложено иначе структурировать навыки ККМ (без повторов), в зависимости от основной задачи, которых было предложено выделить в 4-е блока.
Таким образом, предлагается любой акт взаимодействия пациентов и медицинских работников (как партнеров) оценивать по четырем основаниям:
Большинством экспертов было отмечено, что в целом медицинские работники хорошо относятся к пациентам, но не умеют этого выразить, они настроены на эффективный расспрос, но не умеют слушать, стремятся к наилучшему результату, но не умеют объяснить.
1. Для обеспечения сотрудничества можно выделить такие навыки как:
установление контакта прежде, чем переходить к основной части;
для достижения совместных целей в заданных условиях требуется структурирование беседы и/или отдельного сообщения;
для подтверждения сотрудничества необходимо выражение заботы и вербально и невербально;
обеспечивается сотрудничество согласованием правил, целей, ожиданий;
комментирование (объяснение смысла и хода своих размышлений, предположений) и предупреждение о конкретных шагах также способствует сотрудничеству за счёт вовлечения пациента;
при принятии решений, предоставление выбора; и
обязательное специальное завершение процесса общения, которое «закрепляет» достигнутые соглашения и выясняет обстоятельства последующих действий.
2. Для разрешения разногласий необходимо прежде всего эти разногласия прогнозировать и выявлять. Важно тренировать навык
считывания сигналов как вербальных, так и невербальных, а порой, уместно просто спросить о мыслях, тревогах и ожиданиях собеседника.
В определенных моментах достаточно соблюсти паузу, которая поможет избежать разногласий и раскрыть свою мысль собеседнику.
И, наоборот, предлагать пациенту задать вопросы Вам в случае, если возникло подозрение, что пациент не понимает Вас.
Признание прав пациента о его автономии является современной биоэтической ценностью.
Интересно, что авторитет и доверие к врачу только возрастают, если он не торопится переубеждать. После слов понимания, если сделать паузу, пациент либо продолжит свои рассуждения, порой еще более эмоционально – и это будет означать, что он еще не был готов выслушать другое мнение, либо, почувствовав себя выслушанным, принятым, расслабится и выразит интерес и готовность слушать аргументы врача. Принимающее реагирование – очень действенный навык.
3. Большинство людей, включая медицинских работников очень боятся выражения чувств других, потому что не знают, как на это правильно реагировать и всегда не готовы к этому. Большинство врачей действительно сочувствуют своим пациентам, и усилия по сдерживанию этого сочувствия могут быть для них разрушительны.
Склонность к эмпатии – это скорее проявление личности, а не профессионализма, тем не менее это такой же профессиональный навык, как и прочие, и его можно освоить в ходе обучения. Эффективное проявление эмпатии, искренне имеющейся у медицинского работника и так необходимой пациенту, может парадоксально снижать, а не повышать риск эмоционального выгорания.
4. Самым объёмным и важным блоком в сфере общения в медицине являются навыки обмена информацией с пациентами.
Важными являются навыки ведения сбора информации, такие как умение задавать вопросы, слушание, обобщение и другие,
а также и навыки донесения (разъяснения) информации, такие как уточнение запроса, дозирование информации, помощь в запоминание и другие.
Частным случаем разъяснения информации является ситуация сообщения плохих новостей с сочетанием навыков проявления сочувствия.
Как выяснилось, недостаточно просто сообщить об этих инструментах (навыках), необходимо дать возможность проверить и потренировать данные навыки.
Также было установлено, что недостаточно создать учебные программы и подготовить отдельных преподавателей. Для жизнеспособности проекта в каждой организации должен быть человек снова и снова вдохновляющий участников и помогающий его масштабировать.