Пользователь: Мария Степанова
Конечный результат: Планируется разработать методическое пособие в виде кейс-стади (ситуационные технологии) облегчающее изучение медицинской химии. А также провести исследование среди студентов и преподавателей клинических кафедр, направленное на понимание того, насколько эффективно кейс-обучение для приобретения навыков практического применения химических знаний в медицине. Впоследствии планируется внедрить данный проект в качестве курса фабрики процессов симуляционного центра.
Научная новизна: Мы провели опрос среди студентов-медиков, имеющей целью понять, с какими трудностями сталкиваются обучающиеся на химии. Опрос выявил, что основные проблемы связаны со сложностью восприятия фундаментального предмета, абстрактных понятий, а также слабо связан с практикой, повседневными задачами и ситуациями из реальной жизни, что ослабляет вовлеченность обучающихся. С другой стороны, опрос преподавателей из числа практикующих врачей выявил похожие результаты. Интервьюируемые делились, что забывают химию после сдачи экзамена на 1 и 2 курсах. Такая картина означает критичное устаревание традиционных методов преподавания фундаментальных дисциплин, таких, как химия. А понимание базовых процессов, химических реакций организма, составов лекарств, комбинации их, химических свойств лекарственных и биогенных соединений неоспоримо важно для каждого будущего врача. Конечно, применение ситуационного обучения фундаментальным дисциплинам осложнено содержанием этих предметов, базовыми законами и фундаментальными принципами. Кроме того, преподавателям высших учебных заведений часто не хватает материалов и кейсов по предмету, а иногда и опыта по работе с ними. Однако современное общество, тенденции молодежи к клиповому мышлению, ускорение процессов получения навыков диктуют обновление методов получения практических знаний. Поэтому мы хотим создать сборник кейсов для практических и лабораторных занятий, включающих основные разделы химии (биогенные элементы периодической таблицы химических элементов им. Менделеева, электролиты, буферные системы, термодинамика, окислительно-восстановительные реакции) для отработки базовых навыков в последующей клинической практике, изучить эффективность данного типа обучения среди студентов, а также преподавателей клинических кафедр, и повысить вовлеченность медицинского сообщества в изучение химии.
Практическая польза: Практическая пользу данного проекта можно разделить на два направления: со стороны обучающегося и со стороны обучающего. Хотя несомненно, пункты перекликаются между сторонами. Приведем несколько пунктов пользы для обучающегося: 1) приобретение навыков применения химии в медицине, 2) облегчение восприятия фундаментального предмета, 3) повышение вовлеченности в образовательный процесс по химии и как следствие по всем дисциплинам, 4) уменьшение стрессовых факторов, связанных с неуверенностью обучающихся и как следствие уменьшение оттока обучающихся из медицинских вузов 5) отработка базовых химических навыков в клинической практике. Далее приведем практическую пользу для преподавателей: 6) с самых начальных этапов обучения привить понимание важности и повсеместности применения химии в области медицины, 7) в случае успеха проекта переориентация коллег с фундаментальных кафедр на современные методы обучения базовым дисциплинам в тех областях дисциплин, где это возможно, 8) повышение удовлетворения от работы преподавателей высшей школы вследствие повышения успеваемости обучающихся. Таким образом методическое пособие по химии в медицине в виде кейс-стади станет новым и универсальным инструментом получения практических химических навыков в медицине.