Пользователь: Юрий Духовный
Конечный результат: Разработать и проверить на практике технологию, наглядно визуализирующую динамику формирования доверительных отношений между врачом и пациентом в процессе их коммуникативного взаимодействия для повышения эффективности дебрифинга в ходе проведения занятий по медицинской коммуникации с использованием симуляционных кейсов и симулированных пациентов.
Научная новизна: Предлагаемая технология является качественно новым и универсальным инструментом когнитивной помощи преподавателю, позволяя сделать «видимой» динамику формирования доверия пациента к врачу, помогая врачу осознать продуктивность или непродуктивность своих действий и скорректировать их, а также способствуя развитию навыков эмоционального интеллекта врача. Дебрифинг в симуляционном обучении, по мнению многих исследователей, является краеугольным камнем образовательного процесса. По словам одного из пионеров симуляционного обучения, профессора Стенфордского университета Дэвида Габа, главного редактора журнала Simulation in Medicine - «Симуляция – лишь повод для дебрифинга». Качественный дебрифинг создаёт условия для продуктивного рефрейминга – процесса «перестройки» неэффективных образцов и способов поведения врача. Процесс дебрифинга в кейсах, направленных на оттачивание навыков эффективной коммуникации с пациентом, является сложным. Многие эмоционально обусловленные аспекты, влияющие на формирование доверия пациента к врачу, удовлетворённости врачебным приёмом и обеспечения приверженности лечению происходят в психике пациента - пациент решает внутри себя, доверять врачу или нет, ориентируясь на текущие действия врача. Эти решения объективно «невидимы» как для врача-участника тренинга, так и для тренера-фасилитатора. По причине этой «невидимости» у врачей-участников тренинга зачастую возникает непонимание причин, по которым пациент не доверяет врачу, не удовлетворён приёмом и не придерживается лечения («Мы же нормально говорили! Что я сказал не так?») В этом случае тренеру-фасилитатору нужно задействовать значительные когнитивные ресурсы для проведения дебрифинга - путём обсуждения и вопросов необходимо помочь участникам тренинга осознать степень эффективности своих действий и совместно найти способ изменить непродуктивные «фреймы». Однако готовых инструментов когнитивной помощи для преподавателя, которые облегчили бы эту задачу, в сфере обучения медицинской коммуникации крайне мало: каждый тренер использует собственные инструменты, зачастую создаваемые с нуля или «под ситуацию». Предлагаемая технология в данном случае может выступить инструментом качественной помощи преподавателю-фасилитатору. В Российской Федерации детальных исследований, посвящённых аналитике данных и улучшению дебрифинга в коммуникативных симуляционных кейсах, практически нет. В то же время формирование у молодых специалистов навыков эффективного коммуникативного и эмоционального взаимодействия в диаде «врач-пациент» является одним из приоритетных направлений развития российского медицинского образования. Эта приоритетность неоспоримо подтверждается значительным проблемным полем, существующим в сфере взаимоотношений пациента и врача: резонансные законопроекты, обилие конфликтных кейсов и высокая заинтересованность в обучении коммуникации только подтверждают актуальность запроса на улучшение навыков и повышение уровня эмоционального интеллекта медицинских специалистов. В 2023 году в Министерство здравоохранения Российской Федерации поступило и было рассмотрено более 140,3 тысяч обращений граждан (https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches). В этом же году (2023 г.) возбуждено рекордное количество уголовных дел в отношении российских врачей. Об этом сообщил «Медвестник» со ссылкой на данные Следственного комитета России (СКР). По данным издания, за год на врачей подали 4431 жалобу в СКР. Из них по 2332 обращениям возбудили уголовные дела. Так, 52% жалоб закончились уголовными разбирательствами (https://medvestnik.ru/content/news/). Согласно данным Росздравнадзора c 2020 года на 37,3% возросло количество жалоб пациентов на работу медиков. Данные Росздравнадзора наглядно демонстрируют, что большинство обращений становятся результатом недопонимания между врачом и пациентом. Многих жалоб можно избежать, если вовремя распознать зарождающийся серьезный конфликт с пациентом или его представителями (https://www.vshouz.ru/news/rezonansnye-temy/wcs-7844/).
Практическая польза: Предлагаемая технология позволит улучшить качество дебрифинга, позволяя тренеру-преподавателю объективно отследить изменения, происходящие с уровнем доверия пациента после определённых действий врача. Повышение объективности наблюдаемых изменений способно привести к повышению качества дебрифинга и, как следствие, улучшению процесса рефрейминга. Дополнительным плюсом технологии является активная тренировка навыков эмоционального интеллекта врача – получив возможность непосредственно наблюдать изменения эмоционального состояния пациента, врач может осознавать непродуктивность собственных отдельных коммуникативных действий и, впоследствии, активно внедрять новые способы эффективного поведения при сборе анамнеза, консультировании и других взаимодействиях с пациентами. Повышение коммуникативной компетентности врачей и развитие навыков эмоционального интеллекта является прямым способом повышения качества врачебного приёма в целом. Наблюдая падение либо повышение уровня доверия объективно, врач сможет эффективнее осознавать, почему в результате его отдельных действий доверие пациента к врачу изменилось, каких действий по отношению к пациенту лучше избегать, а какие, напротив, предпочтительны.