Подготовка ко второму этапу первичной аккредитации. Станция «Диспансеризация»: анализ и рекомендации.

Автор(ы): Доготарь О.А., Сопетик В.С., Хынку Е.Ф., Базанаев А.С.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского университета дружбы народов

«Установка контакта с пациентом и идентификация его личности» большинством испытуемых проводились практически безошибочно: «уточнить Ф.И.О. пациента» (2%, здесь и далее указан % ошибок среди всех студентов) и «сверить данные с документацией» (2%). При «Подготовке к работе с пациентом» основные ошибки были связаны с невыполнением («забыванием») определенных этапов: согласие пациента (4%), проверка укладки (13%), обработка рук гигиеническим способом (5%), утилизация отходов (18%). Наиболее встречающиеся ошибки при «Осмотре пациента»: оценка кожных покровов (5%) и носового дыхания (20%). Наибольшие затруднения наблюдались при «Измерении АД»: опрос пациента перед измерением АД (12%); установка правильного положения пациента(36%), подбор манжеты (6%), проверка работоспособности тонометра (10%), техника наложения манжеты (18%), пальпаторная проба перед измерением АД (12%); скорость нагнетания воздуха (47%), измерение АД на второй руке (48%). 18 % не успели измерить АД, среди остальных только 28% правильно определили АД. Ошибки на этапе «Завершения работы» связаны, скорее всего, с неукладыванием в отведенное для прохождения станции время: 23% студентов не поблагодарили пациентов, 36% забыли повторно обработать руки, 29% не обработали оливы и мембрану стетофонендоскопа.

Тема: Терапия
Олеся Доготарь

ОЦЕНКА ВЫЖИВАЕМОСТИ ЗНАНИЙ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Автор(ы): Кабирова Ю.А., Ховаева Я.Б., Рудин В.В.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Анализ результатов показал высокую заинтересованность в последующем обучении, все ординаторы успешно справились с повторным прохождением станций на 84-96% при тестировании и оценке практических навыков в симуляционном центре. Исследование показало, что все ординаторы успешно владеют теоретическими знаниями (протокол базовой СЛР согласно рекомендаций Европейского Совета по реанимации BLS/ AED, оказанием неотложной помощи при ОКС). Никто из ординаторов не делал нерегламентированных и небезопасных действий, а выявленные нарушения не носили критический характер. Практически не выявлено дефектов при оценке навыков оказания неотложной помощи (соблюдение пунктов чек-листов на 88-92%). Обращает на себя внимание следующая особенность, что даже при тестировании более высокий процент ответов наблюдается по темам, связанных с навыками, которые входили в станции при аккредитации. Например, на вопросы по базовому алгоритму СЛР процент правильных ответов составлял в среднем 94%, а по вопросам о проведении дефибриляции – правильных ответов было 48%.

Тема: Терапия
Юлия Кабирова

Использование симуляционных технологий при обучении сестринским навыкам студентов второго курса Медицинского института РУДН: эффективность разных подходов и отдаленные результаты

Автор(ы): Сопетик В.С., Доготарь О.А., Луспаронян Г.А., Джопуа И.Д., Тания Р.В.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского университета дружбы народов

В ходе исследования было выявлено достоверное улучшение освоения вышеуказанных навыков (p=0,001): средний балл в общей группе наблюдения на входном контроле составил – 33,4; итоговом контроле – 90,2. Результаты итогового контроля в общей группе были сопоставимо успешны независимо от сдаваемого навыка: средние баллы при КМ – 98, КЖ – 86, ПЖ – 91, Кл – 89. Не выявлено достоверных отличий по результатам итогового контроля в группах в зависимости от количества повторов (r=0,02, p=0,8) и количества обучающихся в подгруппе (r=0,1, p=0,1): I группа (n=40, 1 повтор, подгруппы по 5-7 чел.) - 92,6 баллов, II группа (n=29, 2 повтора, подгруппы по 3 чел.) - 89,4 балла, III группа (n=25, 3 повтора, подгруппы по 4 чел.) – 91 балл.
Повторный итоговый контроль спустя 7 месяцев показал эффективность проводимого обучения: средний балл в общей группе (n=94) составил 75,6. Данная тенденция сохранялась во всех группах: I группа - 79,2 балла, II группа - 70,7 баллов, III группа - 75,5 баллов. По результатам итогового контроля через 7 месяцев выявлены статистически значимые различия в группах в зависимости от сдаваемого навыка (р=0,001): показатели успеваемости самые высокие по КМ (81,3 балла), самые низкие – по КЖ (70,4 балла).

Тема: Сестринское дело, уход
Олеся Доготарь

ОРИГИНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА СИМУЛЯТОРА ДЛЯ ЭНДОНАЗАЛЬНОЙ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ

Автор(ы): Кудряшов С.Е., Козлов В.С.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» УД Президента РФ

При сравнении полученных данных через 5 ч симуляционного обучения наблюдалось статистически значимое уменьшение времени выполнения упражнений (р<0,05), что свидетельствует об эффективности тренинга. По результатам первого анкетирования средний балл был выше 3 по шкале Лайкерта для всех утверждений, что демонстрирует положительную оценку тренинга обучающимися. 17 из 19 участников прошли второе анкетирование (с 2 врачами не удалось связаться), результаты которого также демонстрируют положительную оценку обучения с применением симулятора для ЭЭХ.

Тема: ЛОР-болезни
Степан Кудряшов

Создание универсального комплекса повышения эффективности образовательного процесса.

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Кислый А.И.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Основываясь на внушительной статистической базе(по состоянию на 15 сентября 2017 года, обучение в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы прошли более 15000 слушателей), и учитывая специфику образовательного учреждения, применяющего в процессе обучения симуляционные технологии, мы считаем, что необходимо по-новому взглянуть на усовершенствование механизмов объективной оценки КПД обучающегося, или группы обучающихся.
Специалистами Учебного центра для медицинских работников - Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы ведётся исследовательская работа по различным направлениям, в конечном итоге, одной из основных целей которой, является создание универсального комплекса повышения эффективности образовательного процесса.
По ряду образовательных программ в обязательном порядке проводится электронное тестирование и анкетирование слушателей (к примеру, в период с апреля по июль 2017 года было проведено целевое анкетирование более чем семисот слушателей по разным образовательным программам с последующей последующей обработкой и анализом полученных данных) , ведётся детальная проработка каждого этапа обучения, вводятся специально разработанные чек-листы, регулярно вносятся изменения в перечень технического оснащения, используется широкий спектр возможностей системы управления образовательным учреждением- Learning Space Intuity (CAE Healthcare, США), являющей собой программно-аппаратный комплекс, оснащённый современной медиа-системой, проводится тестирование различного программного обеспечения и симуляционного оборудования.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Алексей Кислый

ВТОРОЙ ЭТАП (ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ) ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Автор(ы): Рипп Е.Г.

Город: Москва

Учреждение: Рабочая группа РОСОМЕД по терапии

В июне 2017 года был утвержден план работы, который включал следующие этапы:
1) создать перечень практических навыков (умений, манипуляций), которые можно продемонстрировать и оценить с помощью симуляционных методик на основе Профессиональных стандартов (проектов);
2) обсудить и утвердить станции ОСКЭ в соответствие с профессиональными компетенциями;
3) сгруппировать проверяемые навыки (умения, манипуляции) в соответствие со станциями ОСКЭ, определить приоритеты и выбрать навыки, которые будут проверяться в ходе аккредитации;
4) исходя из п.3 - разработать симуляционные сценарии (минимум по 5 на каждой станции), включая чек-листы;
5) провести валидацию станций и определение «веса» каждого параметра чек-листа;
6) обсуждение и утверждение перечня симуляционного оборудования и расходных материалов;
7) составление паспортов станций;
8) создание итогового документа по деятельности Рабочей группы и доклад на съезде РОСОМЕД-2017 в октябре 2017.
После обсуждения Рабочей группой было принято решение рекомендовать для второго этапа (оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях) первичной специализированой аккредитации лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по терапевтическим специальностям следующие станции ОСКЭ:
1. Расширенная сердечно-легочная реанимация (ALS)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям)
• Алгоритм обследования пациентов в критических состояниях (ABCDE),
• Алгоритм экстренного анализа сердечного ритма,
• ALS при ритмах сердца подлежащих дефибрилляции,
• ALS при ритмах сердца не подлежащих дефибрилляции.
2. Экстренная медицинская помощь (для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям) при
• шоках различного генеза
‒ анафилактический,
‒ гиповолемический,
‒ обструктивный (ТЭЛА);
• острой дыхательной недостаточности
‒ некардиогенный отек легких,
‒ бронхообструктивный синдром (астма),
‒ ХОБЛ с пневмотораксом (не напряженном);
• заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их осложнениях
‒ острый коронарный синдром (ОКС) с ПST и гипотонией,
‒ ОКС безПST и отеком легких,
‒ жизнеугрожающие аритмии (тахи-, бради-),
‒ гипертонический криз.
3. Функциональная диагностика и неотложная помощь (врачебные манипуляции)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям)
• запись 12-ти канальной ЭКГ и интерпретация результатов,
• глюкометрия, расчет дозы и введение инсулина (п/к),
• пикфлоуметрия и небулайзер,
• исследование молочных желез,
• исследование простаты/ прямой кишки,
• зондирование желудка,
• катетеризация мочевого пузыря,
• катетеризация периферических вен и инфузия,
• программирование перфузора, расчет дозы и введение препарата (инсулин, гепарин),
• декомпрессия при напряженном пневмотораксе,
• постановка ротоглоточного воздуховода и ИВЛ мешком АМБУ,
• удаление инородных тел верхних дыхательных путей (осмотр ротоглотки, ручное удаление, прием Геймлиха, вакуумная аспирация).
4. Физикальный осмотр дыхательной системы (аускультация легких, оценка R-граммы ОГК, сопоставление аускультативной картины с нозологической формой)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям)
• нормальные звуки дыхания
• патологические звуки дыхания (бронхиальное дыхание, мелкопузырчатые хрипы, среднепузырчатые хрипы, грубые крупнопузырчатые хрипы, свистящие хрипы на выдохе, низкочастотные сухие хрипы, шум трения плевры, стридор)
• астма
• эмфизема
• хронический бронхит
• острый бронхит
• ателектаз
• пневмоторакс
• отек легких
• долевая пневмония
5А. Физикальный осмотр сердечно-сосудистой системы (аускультация сердца, верхушечный толчок, пульс и аускультация сонных артерий, оценка ЭхоКГ)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по специальностям «Терапия», «Общая врачебная практика», «Кардиология», «Геронтология», «Профпатология», «Пульмонология», «Фтизиатрия»)
• нормальные тоны сердца
• аортальный стеноз
• аортальная регургитация
• аортальный стеноз и регургитация
• митральный стеноз
• митральная регургитация
• митральный стеноз и регургитация
• пролапс митрального клапана
• стеноз легочной артерии
• трикуспидальная регургитация
• регургитация на клапане легочной артерии
• дефект межпредсердной перегородки
• дефект межжелудочковой перегородки
• синдром Эйзенменгера
• коарктация аорты
• гипертрофическая кардиомиопатия
• дилатационнаякардиомиопатия
• шум трения перикарда
• острый перикардит
5Б. Физикальный осмотр органов брюшной полости (пальпация, перкуссия, аускультация, оценка Rg ОБП, оценка УЗИ ОБП)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по специальностям «Гастроэнтерология», «Нефрология», «Эндокринология»
• патологические образования брюшной полости различной консистенции и формы
• изменение размеров печени и формы нижнего края
• изменение размеров селезёнки
• изменение размеров почек
• растянутый мочевой пузырь
• асцит (перкуссия)
• непроходимость кишечника (перкуссия и аускультация)
• аневризма брюшного отдела аорты

Тема: Терапия
Максим Горшков

Способность студентов-стоматологов концентрировать внимание в стрессовых ситуациях

Автор(ы): Разумова С.Н., Карабущенко Н.Б., Ветрова А.О., Фомина А.Д.

Город: Москва

Учреждение: Российский университет дружбы народов (РУДН)

При применении ранговых корреляций установлена обратная значимая корреляция на уровне статистической достоверности: между «уровнем внимания» и «стресса» (r=-0,016 p=0,05). Это означает, что при возрастании уровня стресса концентрация внимания падает и, наоборот, если концентрация внимания возрастает – показатель уровня стресса идет на спад. Эта закономерность правомерна: в ходе обучения у студентов – стоматологов следует развивать и формировать навыки применения эффективных копинг-стратегий, содействующих ликвидации влияния стрессогенных эффектов на личность.
Выявлена обратная значимая корреляция на уровне статистической достоверности: между «уровнем внимания» и «стресса» (r= - 0,016, p=0,05). При увеличении уровня стресса концентрация внимания снижается и наоборот, если концентрация внимания возрастает – стресс понижается.
На уровне достоверности выявлены прямые значимые корреляции:
1. «Стресс» и шкала «управление чужими эмоциями»( r=0,291 p=0,01). 2. Связи между «уровнем стресса» и шкалой «анализ» (r=0,352 p=0,01).
3. «Стресс» и шкала «целеполагания» (r=0,230 p=0,01).
4. Шкалы «управление чужими эмоциями» и «анализ» (r=0,342 p=0,01)
5. Шкалы «анализ» и «целеполагание» (r=0,403 p=0,01).

Тема: Стоматология
Антонина Фомина

Включение методики первичного углубленного осмотра пациента в симуляционные клинические сценарии по неотложным состояниям как важный элемент формирования комплексного подхода к оценке состояния пациента и выбору тактики оказания медицинской помощи.

Автор(ы): Бородина М.А., Попов О.Ю., Васильев А.Г., Довгаль В.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ДПО "Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства"

В ходе работы отмечалась достаточно высокая подготовка участников по определению первичных признаков жизни по алгоритму АВС и при необходимости началу базовых реанимационных мероприятий по Рекомендациям Европейского Совета по Реанимации (ERC). Однако при работе по сценариям с пациентами в критическом состоянии, выявили достаточно низкий уровень знаний и навыков по проведению углубленного систематизированного динамического осмотра пациента по принципу ABCDE с определением ведущего жизнеугрожающего нарушения и началу незамедлительных действий по его коррекции. Основные ошибки совершали на этапах обеспечения проходимости верхних дыхательных путей, выбора необходимых устройств, своевременном начале оксигенотерапии, измерении артериального давления и обеспечения периферического сосудистого доступа, подключения монитора и динамической оценке витальных функций, проведения дополнительных исследований (глюкозометрии), поиска прочих диагностических признаков (полный осмотр тела). В результате допущенных диагностических и тактических ошибок преподавателю часто приходилось менять ход сценария в сторону декомпенсации состояния пациента.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Мария Бородина

Симуляционное обучение практическим навыкам при исследовании сердечно-сосудистой системы и органов дыхания на разных тренажерах аускультации: сравнительная характеристика, методики и эффективность.

Автор(ы): Доготарь О.А., Хынку Е.Ф., Базанаев А.С., Сопетик В.С.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского университета дружбы народов

Входной контроль выявил низкую узнаваемость аускультативных феноменов: в группе S1 средний балл составил 44,6%, в группе S2 - 51,36%, в группе T1 - 28,75%, в группе T2 - 29,83%. Наиболее узнаваемыми феноменами были: «нормальное везикулярное дыхание» (группа S1 - 84%, n=37, группа S2 – 73%, n=49); «шум трения перикарда» (группа T1 - 63%, n=31); «влажные крупнопузырчатые хрипы» (группа T2 – 56,5%, n=39). При этом наименее узнаваемыми звуковыми феноменами в группе S1 были «сухие хрипы» (22,7%, n=10) и «шум трения плевры» (20%, n=9); в группе S2 - «систолический шум» (16,4%, n=11); в группе T1 - «бронхиальное дыхание» (2%, n=1); в группе T2 - «щелчок открытия митрального клапана» (13%, n=9). Не выявлено корреляционной связи результатов входного контроля с наличием предшествующего опыта работы на симуляторе (p=0,218). Выбор использования фонендоскопа или внешней аудиосистемы при входном контроле аускультативных феноменов не влиял на успешность выполнения задания (p=0,005). Но выявлена корреляционная связь между текущей успеваемостью студентов по профильным дисциплинам и результатом входного контроля (r=0,1662, p=0,014).
У группы студентов обучающихся на симуляторе SAMII наблюдалось статистически достоверное влияние на результаты итогового контроля частоты отрабатывания навыков (p=0,0078,) и вида использованной аудиосистемы (p=0,0003). Наилучший результат отмечен в подгруппах с количеством повторов отрабатывания навыков 9 и 12 раз (p=0,005), причем достоверных отличий в эффективности обучения между этими подгруппами не выявлено (p=0,734). При итоговом контроле средняя успеваемость в зависимости от количества повторов (3, 9, 12) составила соответственно: группа S1 - 73%-81%-85%, группа S2 - 86%-97%-91%.
У группы студентов обучающихся на симуляторе TUTOR-MS также отмечено статистически достоверное влияние частоты отрабатывания навыков на результат итогового контроля (p=0,0407), но вид используемой аудиосистемы не имел существенного влияния на освоения навыков (p=0,0958). Наилучший результат в этой группе наблюдался в подгруппах с частотой отрабатывания навыков 9 и 12 раз (p=0,016), причем достоверных отличий в эффективности обучения между этими подгруппами не выявлено (p=0,836). При итоговом контроле средняя успеваемость в зависимости от количества повторов (3, 9, 12) составила соответственно: группа T1 - 61%-81%-75%, группа T2 – 74%-78%-80%.

Тема: Терапия
Олеся Доготарь

ИГРЫ СТУДЕНТОВ С «АЙ-БОЛИТОМ»

Автор(ы): Грошева А.И, Ушаков С.А, Фаргиева Х.Р, Хайбалиева Р.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Целью разработанного нами курса лекций было повышение знаний и ускорение обработки результатов клинических анализов. В настоящий момент система проходит стадию эксперимента, все участники которого (16 человек) отмечают полезность и практическую значимость данного курса. Тем не менее, отмечены также и недостатки в виде недостаточного набора всех возможных данных и примеров.

Тема: Диагностика инструментальная
Любовь Шубина

Использование симуляционных образовательных технологий при изучении вопросов организации здравоохранения: «Фабрика процессов ПоLEANклиника»

Автор(ы): Павлов А.В., Иванова И.В., Жбанников П.С., Шпынова С.Ю., Бараева А.Н., Фрянцева Т.В., Павлючков А.П., Шутов А.С.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России

На этапе разработки и апробации проекта обучение по программе симуляционного модуля «Фабрика процессов ПоLEANклиника» прошли сотрудники профильных кафедр университета, обучающиеся по программам ординатуры, врачи и представители администрации поликлиник г. Ярославля. С июня 2017 года симуляционный образовательный модуль «Фабрика процессов ПоLEANклиника» включен в структуру программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На основе модуля был создан цикл повышения квалификации «Бережливый менеджмент в здравоохранении», который с успехом реализуется при обучении руководителей и сотрудников медицинских организаций, образовательных организаций медицинского профиля и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В структуру цикла повышения квалификации также включены лекционный курс по основам lean-менеджмента в здравоохранении и посещение поликлиник г. Ярославля, прошедших все этапы проекта по созданию бережливых поликлиник-образцов.

Тема: Организация здравоохранения
Инна Иванова

БЭСТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ, КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ И ВРАЧЕЙ

Автор(ы): Журавель В.В., Эдгаев Д.А., Петров С.Н., Красивичева О.В., Каипбергенова А.А., Горина Ю.Н., Ким Е.В., Журавель Н.С., Одинокова С.Н., Газимиева Б.М.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

На данный момент новый виток эксперимента длится 28 недель. За это время экспериментальная группа посещала предложенные им занятия, и состав не изменился. Была выявлена потребность в дополнении курса подборкой теоретического материала, предназначенного для самоизучения. За период с 15-ого февраля 2017 г. по 15-ое августа 2017 г. тьюторами было проведено 60 занятий, на которых прошли подготовку 23 студента 5-6 курсов и 7 клинических ординаторов. Обучающиеся были разбиты на 6 групп по 5 человек. В ходе исследования было выяснено, что оптимальная продолжительность занятия должна составлять 4 часа (±0,5). Для достижения целевых показателей, выраженных в баллах, характеризующихся точностью выполнения всех заданий за ограниченный период времени, в среднем на одного студента понадобилось провести в среднем 10 встреч (коэфф.вариации 16%).

Тема: Хирургия, лапароскопия
Любовь Шубина

МЕЖВУЗОВСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СИМУЛЯЦИИ

Автор(ы): 1) Лопатин З.В., 2) Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Чечеткина Ю.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: (1) ФГБОУ ВО СЗГМУ им.И.И.Мечникова, (2) ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «MentorMedicus», город Москва, Россия

Интерфейс оценочного листа представляет собой часть амбулаторной карты пациента, которая содержит поля для заполнения результатов физикального осмотра здорового пациента или с кардиологической патологией, в зависимости от сценария. Форма карты выдержана в соответствии с рекомендациями Методического центра аккредитации. Программное обеспечение позволяет проводить автоматическую оценку заполнения полей в соответствии с указанным номером сценария. В единой базе было зафиксировано 1 500 входов, в т.ч. тестовых, а также имеются иные данные для проведения статистического анализа, который может быть использован не только для совершенствования данного измерительного средства, но и для коррекции учебного процесса. Наличие единой базы, а не разрозненных фрагментов внутри каждой организации позволяет получать более статистически достоверные результаты.

Тема: Фирмы, изделия, производство
Любовь Шубина

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ТРЕНЕР СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (часть 1)

Автор(ы): Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Буров А.И., Хохлов И.В., Царенко О.И., Лабзина М.В., Солошенков П.П., Боттаев Н.А., Серкина А.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «MentorMedicus»

В данной публикации представлен опыт «рождения» тренера из тьютора. По результатам всего исследования данный способ появления тренеров самый перспективный. Была изучена тьюторская история 69 человек, когда либо заявленных в качестве тьютора нашего Центра. Большая часть из них (около 61%) либо мало занималась тьюторстовом, либо, перестав быть студентом, исчезла из поля зрения. Остальные 27 человек регулярно проводят занятия в качестве тьютора для других студентов, а также привлекаются к тренингам на коммерческой и благотворительной основе для сторонних пользователей. В среднем, опыт проведения у этих тьюторов подобных тренингов составлял от одного до пяти лет. Чтобы стать тьютором, студенту необходимо заявить об этом желании, сдать строгий экзамен по базовой сердечно-легочной реанимации и начать проводит подготовку других студентов к аналогичному экзамену. К тьютору на первоначальном этапе не предъявлялось никаких требований, кроме бережного отношения к материальной базе и присутствия на занятии не более 10 участников. Далее, по желанию самих тьюторов, им предлагалось посещать мероприятия других участников симуляционного обучения на нашей площадке и занятия, где обсуждались как нетехнические приёмы ведения тренинга (ведение дебрифинга), так и техника (эффективные компрессии грудной клетки, искусственная вентиляция легких). Впоследствии такие занятия стали полноценным курсом Тренинга тренеров. Параллельно с этим, тьюторам, которые чаще всех посещали подобные мероприятия, а также тем, кто имел положительные отзывы от студентов, были предложены стажировки в других симуляционных центрах. Это позволило им проводить новые тренинги по имеющейся структуре с необходимостью проводить более серьёзные симуляции, более сложные формы дебрифингов с необходимостью межтренерского взаимодействия, когда занятие ведут два и более человека. С течением времени, 9 тьюторам предоставилась возможность познакомиться со структурой и методикой проведения курса Advanced Life Support Европейского и Польского совета по реанимации. А также с тренингами по навыкам общения по методике «Симулированный пациент». На всех этапах у тьютора была возможность получить супервизию и обратную связь на свою работу, сделать запрос на индивидуальный видео-дебрифинг своего занятия. Всячески стимулировалось участие тьюторов в тренингах тренеров и инструкторских курсах.
В настоящий момент в Центре на постоянной основе из числа тьюторов функционирует 8 полноценных тренеров по экстренной медицине и 4 по навыкам общения. Трое из них, получив дипломы, являются штатными совместителями, остальные действуют на договорной основе, при этом и те, и другие продолжают работать на безвозмездной основе в качестве тьюторов для студентов и новых тьюторов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Любовь Шубина

Организация практической подготовки по хирургии области головы-шеи в условиях симуляционного центра

Автор(ы): Закондырин Д .Е.

Город: Москва

Учреждение: Московский государственный медико-стоматологический университет им. А .И. Евдокимова

За указанный период обучение прошли 80 врачей. Состав обучающихся был следующим: нейрохирурги - 52 (65%), челюстно-лицевые хирурги - 22 (27%), отоларингологи - 6 (8%). Общее число отработанных навыков составило 13. В курсе посвященном краниобазальным доступам 100% (22) участников были представлены нейрохирургами, трансназальному эндоскопическому доступу - в 76% (19) нейрохирургами и в 24%(6) отолариногологами, остеосинтезу костей лицевого черепа - в 100% (12) нейрохирургами, костной пластике и дентальной имплантации - в 100% (22) челюстно-лицевыми хирургами.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Дмитрий Закондырин

ВКЛЮЧЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ИГР В ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

Автор(ы): Кириленко Н.П., Соловьева А.В., Петрухин И.С, Родионов А.А., Караева Е.В., Килейников Д.В., Калинкин М.Н.

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской государственный медицинский университет Минздрава России

Сравнивая вводную часть занятия с последующими ситуационными играми, необходимо отметить не только нарастающую активность студентов в ходе занятия, но и их увеличивающую объективность в оценке деонтологической ситуации между врачом и пациентом.

Тема: Коммуникативные навыки
Алла Соловьева

СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ МАССОВОМ ПОСТУПЛЕНИИ ПОСТРАДАВШИХ (ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ ЧМ ПО ФУТБОЛУ 2018)»

Автор(ы): Литвин А.А., Коренев С.В., Князева Е.Г., Князева М.В.

Город: Калининград

Учреждение: ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»

Всего курс посетили 60 студентов немедицинских специальностей БФУ им. И. Канта – волонтеров Чемпионата мира по футболу – 2018. На 2017-2018 учебный год запланировано обучение еще 50-60 волонтеров.
На курсах студенты-волонтеры изучили следующие вопросы: 1) юридические аспекты оказания первой помощи; 2) принципы оказания первой помощи, безопасность при оказании первой помощи; 3) основы анатомии и физиологии человека; 4) сердечно-легочная реанимация; 5) нарушение проходимости дыхательных путей; 6) сердечный приступ, использование автоматического наружного дефибриллятора (АНД); 7) особые случаи: электротравма, утопление; 8) раны, кровотечения и шок; 9) травмы опорно-двигательного аппарата, головы и позвоночника; 10) термические травмы (ожоги, обморожения, тепловой удар, переохлаждение); 11) отравления; 12) транспортировка пострадавшего; 13) готовность к чрезвычайным ситуациям, массовые чрезвычайные происшествия.
Занятия проводились в специально оборудованных классах симуляционного центра, оснащенных современными симуляционными технологиями в виде различных муляжей, фантомов, оборудований для оказания первой помощи, набора учебных видеофильмов, тематических слайдов, а также компьютерно-мультимедийных средств демонстрации последних.
Большое внимание на занятиях с волонтерами придавалось отработке практических навыков. Практические занятия проводились в виде ролевых игр по разработанному ранее сценарию, где имитировались различные ситуации оказания первой помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Андрей Литвин

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К СДАЧЕ ВТОРОГО ЭТАПА ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Автор(ы): Крюкова А. Г., Викторов В.В., Титова Т.А.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России Кафедра факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО

На начало учебного года четкие указания относительно подготовки студентов отсутствовали. Поэтому студенты готовились с учетом пяти станций, запланированных для второго этапа аккредитации. Неоднократные изменения сценариев и заданий оценочных листов самой сложной станции «экстренной медицинской помощи» обуславливали трудности обучения и восприятия информации студентами. Преподавателям и студентам необходимо было постоянно перестраиваться и изучать все новые версии заданий. В отличие от тренингов командной работы врачей, а также второго этапа государственной итоговой аттестации, где студент сдает экзамен у постели больного и имеет возможность живого общения с пациентом и его родителями, будущему выпускнику предстояло работать в изолированных условиях, в «одиночку» с «молчаливым» пациентом.
В этой связи при подготовке ко второму этапу аккредитации первостепенными задачами обучения были умения:
• установить коммуникативные связи с «пациентом» и «родителями»: здороваться, представиться, познакомиться с родителями пациента и пациентом, быть вежливым, получить информированное согласие
• соблюдения правил гигиены и безопасности, что включало гигиеническую обработку рук, одевание перчаток, маски и очков;
• работать на камеру;
• четко и громко озвучивать свои действия;
• правильно и четко вызвать на помощь бригаду скорой помощи.
Станция «Экстренной медицинской помощи» наиболее насыщенная по сценариям, оборудовании и оснащению. Поэтому важная роль была отведена закреплению профессиональных компетенций (ПК). ПК 5 готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных … исследований, в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания, ПК 11 готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства и общепрофессиональной компетенции (ОПК-11) готовностью к применению медицинских изделий. Студенты учились накладывать кислородные маски, устанавливать воздуховод, пользоваться ротаметром, аспираторами, пульоксиметром, глюкометром, учебным дефибриллятором; подключить, настроить и интерпретировать показатели монитора.
Результаты сдачи второго этапа аккредитации по станции «Экстренной медицинской помощи» выпускниками педиатрического факультета были успешными.

Тема: Педиатрия и неонатология
Алевтина Крюкова

Симуляционные технологии в процессе повышения квалификации по специальности "сестринское дело".

Автор(ы): Репин И.Г., Овчаренко В.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента РФ

За прошедший год проведено обучение 281 специалиста со средним медицинским образование по специальности "сестринское дело". Использование симуляционных технологий в процессе обучения позволяет отработать и усовершенствовать практические навыки. После прохождения такого обучения слушатели достаточно уверенно себя чувствовали во время контроля практических навыков в ходе аттестации специалистов.

Тема: Сестринское дело, уход
Илья Репин

Повышение квалификации экспертов объективного структурированного клинического экзамена

Автор(ы): Лопатин З.В., Плавинский С.Л., Гончаренко О.Т.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им.И.И.Мечникова

Подготовку прошли 94% членов аккредитационных подкомиссий: 28 экспертов по специальности "Медико-профилактическое дело" и 40 экспертов по специальности "Лечебное дело". По завершении образовательного цикла 86% экспертов отметили высокую практическую значимость, 10% - среднюю и 4% - сочли цикл незначимым. Однако после аккредитации 7% респондентов изменили свое мнение: 92% - высокая значимость, 8% - средняя. Также необходимость и значимость цикла высоко оценили председатель и заместитель председателя аккредитационной комиссии по г. Санкт-Петербургу. Во время проведения этапов аккредитации организационных и методических затруднений у членов аккредитационных подкомиссий не возникло, что позволило провести первичную аккредитацию без сбоев, на высоком уровне.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Захар Лопатин

Менеджмент симуляционного обучения в системе высшего образования

Автор(ы): Лопатин З.В., Плавинский С.Л., Шадуйко Е.Е.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им.И.И.Мечникова

Внедрение в систему оценки эффективности деятельности преподавателей, использование ими инновационных подходов повысило интерес профессорско-преподавательского состава к более активному участию в развитии симуляционных технологий. В I квартале 2017 года, доля ППС, применяющих симуляционные технологии в образовательном процессе, увеличилась на 26,5% по сравнению с I кварталом 2016 года. При этом увеличилось не только количество преподавателей, но и количество тем симуляционных тренингов как для студентов, так и для ординаторов. Тренинги стали активно проводиться для врачей в рамках системы НМО, тем самым, повышая привлекательность циклов дополнительного профессионального образования на рынке образовательных услуг.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Захар Лопатин

Опыт региональной сети клинк ООО "Медицина Альфа страхования" в обучении врачей навыкам эффективной коммуникации с пациентом: тренинг и пост-тренинг

Автор(ы): Кудряшова В.С., Гольдберг В.Б., Романенко Н.Ю.

Город: Москва

Учреждение: ООО Медицина "Альфа-Страхования"

В настоящий момент обучено более 200 врачей сети клиник. Врачи хорошо принимают материал программы обучения, включаются в активную работу на тренинге (средний балл по анкетам обратной связи по итогам обучения 9,4 из 10). Высшее и среднее управленческое звено клиник видит необходимость и значимость обучения. Клиники выделяют время врачей для обучения. Отдельные клиники активно включаются в процесс сопровождения врачей после обучения, административное звено готово обучаться тонкостям программы и работы с навыками, чтобы поддерживать применение навыков на рабочих местах.
По окончании обучения врачи проходят тестирование, получают информационную рассылку с расширенными материалами по программе, получают Бланк самоанализа как вспомогательный инструмент для обращения к навыкам коммуникации на рабочем месте, а также инструмент для анализа коммуникативных успехов и неудач во взаимодействии с пациентами.

Тема: Коммуникативные навыки
Наталия Романенко

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФГБОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ»

Автор(ы): А.В. Гостимский, О.В. Лисовский, М.Д. Прудникова, В.В. Погорельчук, А.Н.Завьялова, И.В. Карпатский

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Первый этап аккркдитации прошли с первой попытки 336 (92,8%) выпускников. Оставшиеся 25 (6,9%) человек справились с заданием со 2 и 3 попыток и одна выпускница не прошла тестирование и, как следствие, не была допущена ко второму этапу.
Наиболее затратным по времени и материально-техническому оснащению был второй этап аккредитации. В ходе второго этапа специалисты продемонстрировали свои мануальные навыки, полученные в ходе обучения в университете. Методическим центром аккредитации специалистов были разработаны станции, на которых экзаменующиеся демонстрировали практические навыки в симулированных условиях.
Для выпускников определены 5станций: «сердечно-лѐгочная реанимация (базовая)», «экстренная медицинская помощь», «неотложная медицинская помощь», «физикальное обследование пациента» и «профилактический осмотр ребенка». Одновременно к выполнению задания допускались пять специалистов, которые по команде приступали к выполнению задания. По окончании выполнения задания, аккредитуемые менялись станциями по цепочке. Следует отметить неравномерность выполнения задач на различных станциях. Так, проведение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) как правило занимало около 5 минут, а экстренная помощь при анафилактическом шоке у педиатров занимала все отведенное время - 8,5 минут. Члены аккредитационной комиссии наблюдали за всем происходящим в отдельном кабинете через систему видеонаблюдения и совместно с сотрудниками симуляционного центра заполняли онлайн форму чек-листов. Таким образом оценочные листы на бумажных носителях не использовались.
Со вторым этапом справились все выпускники (в 1 случае со второй попытки) и перешли к собеседованию, где на примере задач оценивалось клиническое мышление. Третий этап также прошли все аккредитуемые.

Тема: Педиатрия и неонатология
Олег Лисовский

Обеспечение безопасности при проведении массовых тренингов

Автор(ы): Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Григорьян М.Ф., Автомонов О.М.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России

Результаты исследования. В результаты социологического опроса выявлены угрозы, связанные с риском получения травм. К угрозам высокого риска мы отнесли неосторожные действия участников тренинга. Так риск падения при неправильной транспортировке, как угроза для актера отметили 98,13 % респондентов, а возможность падения на студента-актера предметов симулированной среды – 88,24 % респондентов. Так же высоко оценили студенты-актеры и риск «затаптывания» – 96,3 %. Остальные угрозы, связанные с риском получения травм составили 3,73 %.
Отдельную категорию угроз составляют риски, связанные с созданием высокореалистичной среды: использовании пиротехники, моделирующей взрывы и пожары – 40,1 %; применение генератора дыма – 16,04 %, применение грима (аллергические реакции) – 6,63 %.
Среди прочих угроз отдельными участниками были определены такие как неуверенность в безопасности симулированной среды – 8,02 %; риск жестких действий со стороны участников оказывающих медицинскую помощь – 7,76 % (длительное правильное наложение кровоостанавливающего жгута – 1,34 %; попытки проведения инвазивных манипуляций – 6,42 %).

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Ирина Долгина

Анкетирование слушателей Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Ющенко Г.В.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

74,7 % слушателей полностью удовлетворены обучением в МСЦ Боткинской больницы, 25% удовлетворены в достаточной степени. Менее 0,3% слушателей остались не удовлетворенными обучением в МСЦ Боткинской больницы.
Более 90% опрошенных удовлетворены работой преподавателей.
Большинство опрошенных предпочли бы выполнять отдельные профессиональные навыки на симуляторах, чем слушать лекции: это позволит повысить частоту правильного реагирования в ситуациях оказания неотложной помощи и снизить частоту грубых профессиональных ошибок.
Большей части слушателей интересна возможность проходить часть обучения с использованием интернет технологий.
Слушатели считают самым важным фактором, от которого зависит высокий уровень практической подготовки после обучения, клиническую компетентность преподавателя. На втором месте с небольшим отрывом - мотивация самого обучающегося. На третьем месте материально-техническое оснащение и обеспечение учебного процесса.
Полные результаты анкетирования будут представлены в отдельной статье.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анна Войтова

Тренинги in-situ в отдаленных санаторно-курортных учреждениях.

Автор(ы): Репин И.Г., Пасечник И.Н., Крылов В.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента РФ

За прошедшее время вышеописанные тренинги проведены во всех санаториях, курируемых Главным медицинским управлением Управления делами Президента Российской Федерации. Оценка проведенных занятий обучившимися весьма высокая. В ряде санаториев данные тренинги проводились уже неоднократно с интервалам между тренингами около 1 года.
При этом многие врачи и медицинские сестры неоднократно отмечали, что ранее посещали лекции по данным темам, но при этом многие приборы и инструменты держали в руках впервые и впервые их использовали.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Илья Репин

ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Горох О.В., Потемина Т.Е.,Туш Е.В., Литвинова Л.Г.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Нижегородская государственная медицинская академия

Анализ опроса прошедших аккредитацию выпускников лечебного факультета, показал следующее: 95% опрошенных отметили реальную пользу тренинга за счет систематизации имеющихся знаний и освоенных умений в обследовании больного; 80% опрошенных, сказали, что после комплексной подготовки чувствовали себя уверенно при работе на станции «Экстренная медицинская помощь»; 20% аккредитуемых испытывали сильное волнение при оказании неотложной помощи на станции и 5% выпускников остались безразличны к проведенному тренингу.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ольга Горох

Этапы отработки мануальных навыков при обучении ординаторов хирургических специальностей в условиях симуляционного центра.

Автор(ы): Репин И.Г., Мизин С.П., Шипова А.А., Муршудли Р.Ч., Абросов А.Е.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента РФ

После прохождения интенсивного симуляционного курса ординаторы направлялись для работы в клинику. Результаты проведенного обучения были отмечены как преподавателями кафедры, так и врачами отделений стационаров, являющихся клиническими базами академии. Ординаторы первого года обучения после прохождения курса симуляционной подготовки достаточно уверенно выполняли базовые хирургические манипуляции, практически с первых дней работы в клинике их можно было включать в состав операционной бригады в качестве ассистентов. Достаточно уверенно ординаторы выполняли функции ассистента в ходе наиболее распространенных лапароскопических операций (холецистэктомия, аппендэктомия). При этом ранее только обучение пользованию камерой требовало достаточно большого времени и приводило к тому, что хирурги достаточно неохотно привлекали ординаторов к ассистированию.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Илья Репин

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ХИРУРГИЧЕСКОЙ АРИТМОЛОГИИ

Автор(ы): НемироваС.В., Никольский А.В., Захаров В.С., Горох О.В., Потемина Т.Е., Медведев А.П., Биткина О.А.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Нижегородская государственная медицинская академия

При анализе тестов, графических изображений сердца в прямой проекции в динамике выяснилось, что разработанная 3D модель сердца эффективна как наглядное пособие для лучшего понимания пространственного расположения его анатомических структур.Прирост правильных ответов при тестировании после работы с моделью составил 25,9%, оценки графических изображений для правильного перечисления структур – 19,18% и, что в хирургии критически важно,правильного позиционирования структур – 8,29%.
Модель хорошо показала себя в качестве симулятора для отработки мануальных навыков проведения, позиционирования и фиксации электродов, позволяя многократно выполнять имплантацию. Даже двукратное выполнение процедуры имплантации электродов под прямым визуальным контролем сокращает время «операции»в среднем на 2,4151 минут для фиксации электрода в ушке правого предсердия с монтажом системы ЭКС и 5,294 минут для фиксации электрода в верхушке правого желудочка с монтажом системы ЭКС. При работе с ангиографом под Rg-контролем время сокращается в среднем с 8,5 до 5,5 минут для предсердной имплантации электрода и с 11,33 до 8,667 минут для желудочковых электродов.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Светлана Немирова

Анализ результатов второго этапа первичной аккредитации – оказание помощи при внезапной остановке кровообращения.

Автор(ы): Авторы: Собетова Г.В., Давыдова Н.С., Айрапетов Д.В., Макарочкин А.Г., Черников И.Г.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Анализ результатов второго этапа аккредитации, что все выпускники успешно справились с поставленными задачами. Не стало исключением прохождение испытания на первой станции – «Внезапная остановка кровообращения. СЛР». Обучающий симуляционный курс «Базовая сердечно-легочная реанимация» является обязательным для выпускников всех специальностей. Обучение проходит в симуляционном центре медицинского университета, который оснащен самым современным оборудованием. Оценка экспертов свидетельствует, что испытуемые успешно владеют теоретическими знаниями (протокол СЛР) – оценка безопасности окружающей обстановки, оценка состояния пострадавшего, вызов помощи. Никто из испытуемых не делал нерегламентированных и небезопасных действий. Вместе с тем, при выполнении манипуляций – непрямой массаж сердца, ИВЛ методом «рот-в-рот» были выявлены дефекты, связанные с техникой выполнении. Неадекватная глубина компрессий, полное высвобождение рук между компрессиями у 28%, неадекватный объем ИВЛ 43%. Следует отметить, что оценка этих критериев была лишена субъективного характера, так как проводилась автоматизированной системой робота-симулятора и экспертами, имеющими сертификат Европейского Совета по реанимации BLS/ AED. Перечисленные дефекты не носили критический характер.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Галина Собетова