Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / ОТКУДА БЕРЕТСЯ ТРЕНЕР СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (часть 1)

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ТРЕНЕР СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (часть 1)

Автор(ы): Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Буров А.И., Хохлов И.В., Царенко О.И., Лабзина М.В., Солошенков П.П., Боттаев Н.А., Серкина А.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «MentorMedicus»

Актуальность

Известно, что тренер – это человек, который не сколько владеет определенным набором знаний и навыков и является специалистом в какой-то области, сколько способен обучить этим навыкам других людей. Именно способность обучать других людей, коммуникативная компетентность и другие нетехнические навыки тренера, такие как способность удерживать внимание аудитории, управлять динамикой группы, доносить материал и соблюдать структуру тренинга, определяют, насколько эффективным и результативным будет сам тренинг. Каким образом тренер получает эти компетенции? Какой путь должен пройти человек, чтобы стать эффективным тренером симуляционного обучения? Ответы на эти вопросы необходимы для того, чтобы разработать наиболее результативную стратегию подготовки тренеров. Таким образом, целью этой работы является предложить один из вариантов подобной стратегии.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели был проанализирован опыт тьюторов учебно-виртуального комплекса «MentorMedicus», которые работали в области симуляционного обучения по экстренной медицине и коммуникативным навыкам. На примере проведения ими таких тренингов, как базовая сердечно-легочная реанимация с автоматической наружной дефибрилляцией, экстренная медицина при жизнеугрожающих ситуациях, основы экстренной медицины при остановке кровообращения, базовые навыки врача при общении с пациентом, решение проблем пациента в сестринском деле, был проанализирован опыт развития тьюторов в качестве тренеров, а также опыт подготовки таковых из числа профессорско-преподавательского состава и просто практикующих специалистов (врачей, медицинских сестер). Исследование еще не закончено.

Результаты

В данной публикации представлен опыт «рождения» тренера из тьютора. По результатам всего исследования данный способ появления тренеров самый перспективный. Была изучена тьюторская история 69 человек, когда либо заявленных в качестве тьютора нашего Центра. Большая часть из них (около 61%) либо мало занималась тьюторстовом, либо, перестав быть студентом, исчезла из поля зрения. Остальные 27 человек регулярно проводят занятия в качестве тьютора для других студентов, а также привлекаются к тренингам на коммерческой и благотворительной основе для сторонних пользователей. В среднем, опыт проведения у этих тьюторов подобных тренингов составлял от одного до пяти лет. Чтобы стать тьютором, студенту необходимо заявить об этом желании, сдать строгий экзамен по базовой сердечно-легочной реанимации и начать проводит подготовку других студентов к аналогичному экзамену. К тьютору на первоначальном этапе не предъявлялось никаких требований, кроме бережного отношения к материальной базе и присутствия на занятии не более 10 участников. Далее, по желанию самих тьюторов, им предлагалось посещать мероприятия других участников симуляционного обучения на нашей площадке и занятия, где обсуждались как нетехнические приёмы ведения тренинга (ведение дебрифинга), так и техника (эффективные компрессии грудной клетки, искусственная вентиляция легких). Впоследствии такие занятия стали полноценным курсом Тренинга тренеров. Параллельно с этим, тьюторам, которые чаще всех посещали подобные мероприятия, а также тем, кто имел положительные отзывы от студентов, были предложены стажировки в других симуляционных центрах. Это позволило им проводить новые тренинги по имеющейся структуре с необходимостью проводить более серьёзные симуляции, более сложные формы дебрифингов с необходимостью межтренерского взаимодействия, когда занятие ведут два и более человека. С течением времени, 9 тьюторам предоставилась возможность познакомиться со структурой и методикой проведения курса Advanced Life Support Европейского и Польского совета по реанимации. А также с тренингами по навыкам общения по методике «Симулированный пациент». На всех этапах у тьютора была возможность получить супервизию и обратную связь на свою работу, сделать запрос на индивидуальный видео-дебрифинг своего занятия. Всячески стимулировалось участие тьюторов в тренингах тренеров и инструкторских курсах.
В настоящий момент в Центре на постоянной основе из числа тьюторов функционирует 8 полноценных тренеров по экстренной медицине и 4 по навыкам общения. Трое из них, получив дипломы, являются штатными совместителями, остальные действуют на договорной основе, при этом и те, и другие продолжают работать на безвозмездной основе в качестве тьюторов для студентов и новых тьюторов.

Обсуждение

Путь, который проходил тьютор центра, становясь тренером, показал свою эффективность и многогранность. Начав свою деятельность на основе несложных по структуре тренингов, тьютор получал, при собственном желании, возможность постепенно увеличивать их сложность, внедряя новые темы тренингов в свой арсенал. Благодаря большому количеству проводимых занятий со студентами, где есть место экспериментам, поддержке и наличию обратной связи от более опытных товарищей, тьютор мог развивать в себе сильные тренерские качества и нивелировать слабости.

Выводы

Таким образом, такая длительная, ступенчатая система подготовки тренеров симуляционного обучения, основанная на естественном отборе, показала себя достаточно эффективной, и сейчас активно совершенствуется на новом поколении тьюторов учебно-виртуального комплекса «MentorMedicus».

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: