Отработка алгоритмов и практических навыков оказания экстренной помощи.

Автор(ы): Акперова А.В., Потапов М.П.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет Минздрава России Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр ЯГМУ

Актуальность

Оказание экстренной и неотложной помощи пациентам является базовым навыком для врачей любой специальности. Независимо от места возникновения ургентной ситуации помощь должна быть оказана максимально в ранние сроки в сочетании с вызовом реаниматолога или реаниматологической бригады ССМП. Для большинства специалистов неготовность эффективно действовать может быть связано с редкостью и нетривиальности ситуации, отсутствием предыдущего опыта и, по этой причине, фактором "растерянности" и неуверенности.

Цель

Оценить эффективность реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования по повышению квалификации "Оказание экстренной помощи" на предмет формирования субъективных ощущений уверенности и готовности действовать в клинических ситуациях.

Материалы и методы

Обучение реализовано на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра Ярославского государственного медицинского университета (МАСЦ ЯГМУ) в рамках образовательной программы дополнительного профессионального образования по повышению квалификации "Оказание экстренной помощи" трудоемкостью 36 часов. Данные циклы включали в себя теоретический материал и отработку алгоритмов на роботе-пациенте высокой степени реалистичности айСтен, тренажёре виртуального пациента Body Interact, манекене для проведения СЛР и АНД.
Обучение проходили врачи различных клинических специальностей. Отрабатывались алгоритмы оказания помощи при следующий состояниях: анафилактический шок; острое нарушение мозгового кровообращения; острый коронарный синдром; желудочно-кишечное кровотечение; гипертонический криз; тромбоэмболия лёгочной артерии; бронхообструктивный синдром при бронхиальной астме; гипогликемические и гиперликемические состояния; жизнеугрожающие нарушения ритма; остановка кровообращения с формированием асистолии.
В период 2019-2022 гг. проведено 19 циклов обучения для 273 врачей.
В качестве обратной связи применялся инструмент дистанционного электронного анкетирования на платформе Яндекс.Формы.

Результаты

Результаты анонимного анкетирования до обучения: 14% врачей чувствовали себя уверенно, при необходимости смогли бы оказать помощь; 67% – сомневались в правильности оказания помощи; 12% – вызвали бы реаниматологов или бригаду ССМП и находились бы в режиме ожидания без оказания должных лечебных мероприятий; 7% затруднились ответить.
После обучения: 86% врачей уверены выразили уверенность и готовность к оказанию экстренной помощи; 7% – сомневаются в правильности оказания помощи; 4% вызвали бы реаниматологов или бригаду ССМП и находились бы в режиме ожидания без оказания должных лечебных мероприятий; 3% затруднились ответить.

Выводы

Симуляционные тренинги по отработке навыков оказания экстренной медицинской помощи на медицинских симуляторах высокой степени реалистичности в рамках 36 часовой образовательной программы повышения квалификации способствуют появлению уверенности и готовности врачей клинических специальностей действовать при критических клинических ситуациях.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Афаг Акперова