Современное акушерство: обучение в мире высоких технологий

Автор(ы): Кузнецова Н.Б., Тарасова Г.Н., Бычков А.А., Ильясова Г.М.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Острый интранатальный дистресс плода во втором периоде родов, дистоция плечиков плода, выпадение петель пуповины относятся к неотложным ситуациям, требующим от врача акушера-гинеколога своевременного выполнения четкого алгоритма действий, от которых напрямую будет зависеть жизнь плода. Как показывает практика, недостаточно владеть практическими навыками. Важно развивать клиническое мышление, которое позволит своевременно и точно установить диагноз и позволит своевременно оказать соответствующую медицинскую помощь.

Цель

Совершенствовать практические навыки в акушерстве с формированием навыков клинического мышления обучающихся.

Материалы и методы

В исследование включено 40 студентов IV курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов и 40 ординаторов I и II года обучения. Обучающимся были представлены клинические ситуации с развитием патологических состояний в родах: выпадение петель пуповины, острый интранатальный дистресс плода во втором периоде родов при расположении головки на I, II и III плоскости малого таза, дистоция плечиков плода. Задача обучающихся состояла в постановке диагноза и определении дальнейшей тактики ведения родов с представлением пошагового алгоритма действий. Клинические ситуации были смоделированы с использованием современного высокотехнологичного оборудования Центра симуляционного обучения ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России: тренажер ПРОМПТ Флекс – модель роженицы с манекеном плода, тренажер НОЭЛЬЕ, симулятор ведения родов путем экстренного кесарева сечения С-Celia.
В процессе решения клинических задач оценивали правильность установки диагноза, определение дальнейшей тактики ведения родов, алгоритм оказания медицинской помощи в зависимости от развившегося осложнения, в том числе практические навыки.

Результаты

При решении клинических задач у 85% обучающихся возникли сложности с диагностикой выпадения петель пуповины, соответственно сложности были с определением дальнейшей тактики ведения родов и пошаговым алгоритмом оказания медицинской помощи. При развитии острого интранатального дистресса плода диагноз был установлен всеми обучающимися, однако 77,5% затруднялись с выбором дальнейшей тактики ведения родов в зависимости от расположения головки плода на различных плоскостях малого таза. Диагностика дистоции плечиков плода вызвала затруднение лишь у 22,5% обучающихся, у них же возникли сложности с определением дальнейшей тактики ведения родов. Наружные приемы при дистоции плечиков плода не выполнили лишь 7,5% обучающихся, сложности с выполнением внутренних приемов при дистоции плечиков плода возникли у 85% обучающихся.
Клинические ситуации были разобраны и проработаны с преподавателем, после чего обучающимся было предложено самостоятельное решение вышеуказанных клинических задач. Сложностей с решением клинических задач у обучающихся не возникло.

Обсуждение

Симуляционные тренинги диагностики неотложных состояний в акушерстве, определение дальнейшей тактики ведения родов способствуют с одной стороны формированию навыков клинического мышления, с другой стороны – совершенствованию практических навыков, закреплению знаний с дальнейшим их применением в лечебной деятельности.

Выводы

Симуляционное обучение с использованием современного высокотехнологичного оборудования позволяет проработать практические навыки при развитии неотложных состояний в акушерстве. Смоделированные клинические ситуации в условиях симуляционного обучения, являясь элементом проблемного обучения, способствуют формированию клинического мышления обучающихся, от которого в лечебной деятельности зависят жизни матери и плода.

Тема: Акушерство и гинекология
Гульмира Ильясова

Симуляционные технологии – эффективный метод обучения оказанию помощи при акушерских кровотечениях

Автор(ы): Панова И.А., Малышкина А.И., Рокотянская Е.А., Салахова Л.М.

Город: Иваново

Учреждение: ФГБУ «Ив НИИ МиД имени В.Н. Городкова» Минздрава России

Актуальность

Симуляционные технологии прочно внедрены в систему подготовки ординаторов и постдипломного обучения врачей акушеров-гинекологов как одно из средств оптимизации и повышения качества учебного процесса. Ключевыми преимуществами симуляционных технологий являются обучение без вреда пациенту в реалистичных условиях, неограниченное число повторов, отработка алгоритма действий при ургентных состояниях, объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста. Для полноценного освоения практических навыков учебный процесс должен максимально реалистично имитировать патологическое состояние пациента и клиническую обстановку. Акушерские кровотечения относят к предотвратимым ситуациям, однако они остаются лидерами среди причин акушерских трагедий. Отмечается тенденция к росту кровотечений, связанных с отслойкой нормально расположенной плаценты, аномальной инвазией плаценты, нарушением состояния гемостаза. Такая ситуация на практике требует от врача быстрого и четкого выполнения алгоритмов оказания медицинской помощи, правильного определения объема кровопотери, расчета инфузионной, гемостатической и утеротонической терапии, правильного выполнения акушерских операций, причем все действия должны выполняться одновременно в условиях ограниченного времени. Залогом успеха в лечении кровопотери в акушерстве являются единый методологический подход и командная работа врачей различных специальностей: акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, трансфузиологов. Современные требования обучения акушера-гинеколога включают удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей специалиста, обеспечение высокой квалификации в современных условиях лечебной деятельности, а также совершенствование профессиональных компетенций по изучаемой теме. Анализ теоретических знаний и оценка практических навыков у врачей акушеров-гинекологов после проведения цикла повышения квалификации с использованием симуляционных технологий проводятся постоянно и показывают достоверное улучшение этих показателей. Контроль знаний и навыков обучающихся осуществляется с использованием тестов, чек-листов. Одним из способов, позволяющих оценить эффективность обучающего процесса, является самооценка врачом возможности выполнения практических навыков при определенной патологии.

Цель

Целью нашего исследования стала оценка эффективности стандартных модулей имитационного обучения по теме «Акушерские кровотечения» врачами акушерами-гинекологами с использованием карт самооценки выполнения практических навыков.

Материалы и методы

Проведен анализ качества обучения 72 врачей акушеров-гинекологов, прошедших циклы повышения квалификации на базе кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н. Городкова» Минздрава России с использованием тест-карт самооценки выполнения навыков при акушерских кровотечениях. Анонимное анкетирование проводилось до и после освоения темы. Врачам предлагалось оценить свои навыки по теме «Акушерские кровотечения» по шкале от 1 до 10 баллов. Статистический анализ полученных дaнных проводился в пакете прикладных лицензионных программ: Microsoft Office 2010, Statistica for Windows 6.0. Количественное описание величин производилось в виде медианы с указанием 25-го и 75-го перцентилей (Ме (Q25%–Q75%)). Проверка данных на нормальность распределения осуществлялась с помощью критериев Колмогорова и Шапиро–Уилка. Достоверность различий между показателями оценивалась по непараметрическому критерию U (Манна–Уитни). Как статистически значимый расценивался уровень р<0,05.

Результаты

Проведенный анализ тест-карт самооценки квалификационных возможностей врача установил достоверное увеличение уровня самооценки у врачей акушеров-гинекологов после цикла повышения квалификации с использованием симуляционных технологий по теме «Акушерские кровотечения» по всем практическим навыкам. Среднее количество баллов самооценки навыков оценки кровопотери составило 6 (5–8) баллов до цикла и 9 (9–10) баллов после цикла повышения квалификации (р=0,001). Самооценка навыков расчета инфузионной терапии при акушерском кровотечении достоверно увеличилась с 5 (4–7) до 10 (8–10) баллов (р=0,001); при проведении УБТ – в два раза по сравнению с исходной и составила 10 (8–10) баллов против 5 (3–7) до цикла обучения (р=0,001). Самооценка навыков наложения гемостатических компрессионных швов на матку и перевязки маточных сосудов возросла более чем в два раза после обучения и составила 9,5 (7–10) балла по сравнению с 4 (0–7) баллами до цикла (р=0,001). Исходная самооценка применения такого редкого навыка, как дистальный компрессионный гемостаз, была самой низкой их всех анализируемых и составила 4 (1–6) балла, тогда как после прохождения обучающего тренинга ее значение возросло до 9 (5–9) баллов (р=0,001). Сумма баллов самооценки по выполнению комплекса мероприятий при акушерском кровотечении достоверно увеличилась после цикла обучения и составила 9 (8–10) баллов по сравнению с исходной – 7 (5–8) баллов (р=0,001). Нами было установлено достоверное увеличение уровня самооценки возможности выполнения всех изучаемых навыков как у молодых врачей (р=0,001), так и у врачей со стажем более 10 лет (р=0,001), что говорит об эффективности применения цикла у врачей с разным уровнем подготовки.

Выводы

Проведенный анализ самооценки выполнения навыков врачами акушерами-гинекологами показал высокую эффективность симуляционных технологий при обучении оказанию помощи при акушерских кровотечениях, реализуемых в рамках программы повышения квалификации на кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н. Городкова» Минздрава России.

Тема: Акушерство и гинекология
Ирина Панова

Реализация практических навыков моделированных технологий на роботизированном манекене " Люсина "

Автор(ы): Колбаев М.Т., Тулеубаев К.С.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Роботизированный манекен VI-поколения реалистичности «Люсина» позволяет симулировать среду, максимально приближенную к реальности, предназначенный для изучения навыков молодыми специалистами и совершенствования навыков родовспоможения врачами-интернами, резидентами и практикующими врачами акушерами-гинекологами, который полностью воспроизводит структуру скелета и реалистично отражает анатомическую структуру человеческого тела роженицы. Робот реалистично воспроизводит реакции на вводимые лекарственные препараты, что происходит автоматически без вмешательства тренера. Это позволяет каждому участнику симуляционного курса отрабатывать данные манипуляции без вреда и побочных явлений по несколько раз. Использование данных технологий моделирования позволяет роботу оказывать медицинскую помощь на высоком уровне, полностью осваивая свои практические навыки, доводя изучаемый практический навык до автоматизма.
Робот-симулятор «Люсина» представляет собой интегрированную систему, состоящую из двух взаимосвязанных физиологических моделей матери и плода. Все действия робота контролируются тренером на компьютере. В комплект также входит имитатор кровати, отображающий физиологические параметры в режиме реального времени.

Цель

Обеспечить высокий уровень обучения интернов, обеспечивая реальную симуляцию физиологической реакции пациента на медицинские вмешательства, проводимые в симуляционном центре за счет широких функциональных возможностей робота-тренажера.

Материалы и методы

Нами были получены данные за 10 месяцев обучения в симуляционном центре Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова, Алматы, Казахстан. Всего 773 врача-интерна 6 курса по специальности «Врач общей практики», прошедшие практические занятия, среди которых были занятия по отработке практических акушерских навыков на роботизированном манекене с использованием широких возможностей робота-манекена «Люсина»

Результаты

Данный метод обучения носит не только оценочный, но и практический характер под руководством тренеров СЦ.
Такой подход дает четкое представление о навыках, которые будут выполняться максимально приближенно к реальности. Таким образом, сводится к минимуму риск осложнений и уменьшаются врачебные ошибки, а также устраняется сопротивление пациента и врача.
Обучающиеся 6 курса отрабатывают все необходимые компоненты для отработки навыков ведения родов и послеродового ухода, и позволяет выполнять родоразрешения головным и тазовым предлежаниями плода, отслойку плаценты, дистонию плечевого сустава, пупочную грыжу, послеродовое вагинальное кровотечение, низкий тонус матки и другие осложненные акушерские роды:
Таким образом, молодые специалисты смогут в полной мере выполнять следующие навыки, после прохождения данного курса:
• ЭКГ и электротерапия
• Эпидуральная анестезия
• Интубация
• прием Леопольда-Левицкого
• Введение лекарственных препаратов
• Вспомогательная механическая вентиляция легких
• Вращательные движения
Из 773 врачей-интернов, прошедших практические навыки, освоили практический навык на 98,6%. Критерии оценивания проходили по алгоритму родоразрешения на дому в соответствии с протоколами диагностики и лечения МЗ РК.

Выводы

Врачи-интерны 6 курса, прошедшие обучение в симуляционном центре, могут продемонстрировать свои знания и опыт в дальнейшей профессиональной практике. Молодые специалисты могут неоднократно отрабатывать навык, работать над устранением ошибок, доводя навык до профессионализма.

Тема: Акушерство и гинекология
Мейербек Колбаев