Современное акушерство: обучение в мире высоких технологий

Автор(ы): Кузнецова Н.Б., Тарасова Г.Н., Бычков А.А., Ильясова Г.М.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Острый интранатальный дистресс плода во втором периоде родов, дистоция плечиков плода, выпадение петель пуповины относятся к неотложным ситуациям, требующим от врача акушера-гинеколога своевременного выполнения четкого алгоритма действий, от которых напрямую будет зависеть жизнь плода. Как показывает практика, недостаточно владеть практическими навыками. Важно развивать клиническое мышление, которое позволит своевременно и точно установить диагноз и позволит своевременно оказать соответствующую медицинскую помощь.

Цель

Совершенствовать практические навыки в акушерстве с формированием навыков клинического мышления обучающихся.

Материалы и методы

В исследование включено 40 студентов IV курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов и 40 ординаторов I и II года обучения. Обучающимся были представлены клинические ситуации с развитием патологических состояний в родах: выпадение петель пуповины, острый интранатальный дистресс плода во втором периоде родов при расположении головки на I, II и III плоскости малого таза, дистоция плечиков плода. Задача обучающихся состояла в постановке диагноза и определении дальнейшей тактики ведения родов с представлением пошагового алгоритма действий. Клинические ситуации были смоделированы с использованием современного высокотехнологичного оборудования Центра симуляционного обучения ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России: тренажер ПРОМПТ Флекс – модель роженицы с манекеном плода, тренажер НОЭЛЬЕ, симулятор ведения родов путем экстренного кесарева сечения С-Celia.
В процессе решения клинических задач оценивали правильность установки диагноза, определение дальнейшей тактики ведения родов, алгоритм оказания медицинской помощи в зависимости от развившегося осложнения, в том числе практические навыки.

Результаты

При решении клинических задач у 85% обучающихся возникли сложности с диагностикой выпадения петель пуповины, соответственно сложности были с определением дальнейшей тактики ведения родов и пошаговым алгоритмом оказания медицинской помощи. При развитии острого интранатального дистресса плода диагноз был установлен всеми обучающимися, однако 77,5% затруднялись с выбором дальнейшей тактики ведения родов в зависимости от расположения головки плода на различных плоскостях малого таза. Диагностика дистоции плечиков плода вызвала затруднение лишь у 22,5% обучающихся, у них же возникли сложности с определением дальнейшей тактики ведения родов. Наружные приемы при дистоции плечиков плода не выполнили лишь 7,5% обучающихся, сложности с выполнением внутренних приемов при дистоции плечиков плода возникли у 85% обучающихся.
Клинические ситуации были разобраны и проработаны с преподавателем, после чего обучающимся было предложено самостоятельное решение вышеуказанных клинических задач. Сложностей с решением клинических задач у обучающихся не возникло.

Обсуждение

Симуляционные тренинги диагностики неотложных состояний в акушерстве, определение дальнейшей тактики ведения родов способствуют с одной стороны формированию навыков клинического мышления, с другой стороны – совершенствованию практических навыков, закреплению знаний с дальнейшим их применением в лечебной деятельности.

Выводы

Симуляционное обучение с использованием современного высокотехнологичного оборудования позволяет проработать практические навыки при развитии неотложных состояний в акушерстве. Смоделированные клинические ситуации в условиях симуляционного обучения, являясь элементом проблемного обучения, способствуют формированию клинического мышления обучающихся, от которого в лечебной деятельности зависят жизни матери и плода.

Тема: Акушерство и гинекология
Гульмира Ильясова