ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ВРАЧЕЙ-НЕОНАТОЛОГОВ: ВОЗМОЖНОСТИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор(ы): Мандриков В.Б., Деларю Н.В.

Город: Волгоград

Учреждение: ГБОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России

Результаты

В последние годы наблюдается институционализация симуляционного обучения, в том числе в и в постдипломном повышении квалификации врачей системы родовспоможения и детства.

В 2014 году в Обучающем симуляционном центре по акушерству, гинекологии и перинатологии ВолгГМУ повысили свою квалификацию 184 специалиста, в том числе - 52 врача-неонатолога и педиатра из Волгограда и Волгоградской области (5 групп численностью 9-11 человек).

Первичный тестовый контроль теоретических знаний показал, что у 1/3 курсантов затруднения вызывали вопросы, касающиеся как знания основных регламентирующих документов деятельности врача-неонатолога (в первую очередь, методического письма МЗиСР РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» 15-4/10/2-3204 от 21.04.2010г.), так и рекомендованных Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины протоколов лечения критических состояний новорожденных.

При самооценке конкретных практических навыков до начала занятий курсанты ниже всего они оценивали свои умения интубировать трахею и в полном объёме проводить первичную реанимацию новорожденных (среднегрупповые баллы составили 4,3 и 4,4 соответственно по десятибалльной системе); далее шли непрямой массаж сердца и применение лекарственных препаратов (по 6,3 баллов); катетеризация веночной пуповины (7,1) и масочная искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ; 7,7 баллов). Представленное ранжирование трудностей выполнения перечисленных обязательных профессиональных навыков (определённых методическим письмом МЗиСР РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям»), нашло отражение и в процессе симуляционного обучения, которое выявило следующие основные проблемные вопросы: неправильное заполнение листа первичной реанимации (чаще всего вносится излишне много мероприятий, которые за соответствующее время механически / физически специалист не может выполнить); нарушение техники проведения масочной ИВЛ; техники проведение непрямого массажа сердца; неадекватная кислородотерпия; отсутствие координации непрямого массажа сердца и ИВЛ; выполнение первичных реанимационных мероприятий не в полном объеме; ошибки при введении медикаментов.

Прохождение цикла симуляционного обучения повысило уровень как теоретических, так и практических знаний неонатологов; кроме этого, после обучения, врачи отмечали большую уверенность при выполнении практических манипуляций, а многие из них впервые получили опыт работы на современной аппаратуре, отсутствующей в их лечебных учреждениях.

Таким образом, специализированная подготовка неонатологов в Обучающем симуляционном центре ВолгГМУ показала, что данная форма повышения квалификации не только улучшает уровень практических профессиональных компетенций врачей в области интенсивной терапии, но и выявляет «проблемные» вопросы как до-, так и постдипломной подготовки; при этом представляется актуальной необходимость регулярного прохождения подобных симуляционных циклов специалистами.

 

Тема: Педиатрия и неонатология
Наталья Деларю