Взгляд студентов стоматологического факультета на необходимость использования симуляционной практики в обучении с целью выработки мануальных навыков.

Автор(ы): Танишин Е.С.,Бахарев И.В.,Танишина Е.Н.

Город: Рязань

Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ И. П. Павлова Минздрава России

Актуальность

Качество оказания стоматологической помощи населению напрямую зависит не только от теоретической подготовки, но и от наработки практических навыков начинающими врачами-стоматологами. Как и у первоклассников, у студентов стоматологического факультета на первых курсах обучения формируется свой индивидуальный почерк в работе. Для освоения и закрепления мануальных навыков всё чаще используются современные симуляционные тренажеры.

Цель

Анализ и сравнение отношения студентов младших и старших курсов к приобретению мануальных навыков работы на симуляционных тренажерах.

Материалы и методы

Объектом исследования являются 97 студентов 2 курса (48 студента) и 5 курса (49 студента) стоматологического факультета. Проведен анонимный опрос студентов, в котором они изложили мнение о необходимости применения в процессе обучения симуляционных технологий.
Список вопросов:
1) Знаете ли вы, что такое симуляционная подготовка (медицина)?
2) Знаете ли вы, что симуляционная медицина способствует повышению качества клинической, практической работы специалиста?
3) Приходилось ли вам сталкиваться с работой на тренажерах, симуляторах?
4) Знаете ли вы ,что современные методы лечения в стоматологии основаны на применении сложного оборудования и большого количества материалов?
5) Знаете ли вы о существовании современных компьютерных программах и вычислительном оборудовании позволяющего улучшить и отработать ваши будущие навыки ?
6) Знаете ли вы , что современное симуляционное обучение построено по типу “Обучаюсь выполняя”?
7) Считаете ли вы , что симуляционные технологии должны применяться в обучении?
8) Интересно ли вам проведение практических занятий на симуляционных тренажерах?
9) Считаете ли вы, что симуляционное обучение существенно повысит практические навыки врача стоматолога?
10) На сколько по вашему мнению для студента и будущего врача важны практические умения?
Вопросы с 1-9 оценивались ответами "Да" и "Нет" , вопрос 10 по шкале от 1 до 5, где 1-совсем не важно, 5-очень важно.

Результаты

Как показал анализ результатов анонимного анкетирования: 93,4% студентов 2 курса и 95,2% студентов 5 курса знают, что такое симуляционная подготовка. 58,9% студентов 2 курса и 89,2% студентов 5 курса соглашаются с утверждением, что симуляционная медицина способствует повышению качества клинической и практической работы специалиста. 43,2% студентов 2 курса и 74,6% студентов 5 курса уже сталкивались с работой на симуляционных тренажерах. 82,4% студентов 2 курса и 97,3% студентов 5 курса знают, что современные методы лечения в стоматологии основаны на применении сложного оборудования и большого количества материалов. 78,4% студентов 2 курса и 81.1% студентов 5 курса знают о существовании современных компьютерных программах и вычислительном оборудовании позволяющего улучшить и отработать будущие навыки. 59,5% студентов 2 курса и 69,4% студентов 5 курса знают, что современное симуляционное обучение построено по типу “Обучаюсь выполняя”. 90% студентов 2 курса и 91,9% студентов 5 курса считают, что симуляционные технологии должны применяться в обучении. 93,4% студентов 2 курса и 89,2% студентов 5 курса интересно проведение практических занятий на симуляционных тренажерах. 88,4% студентов 2 курса и 97,3% студентов 5 курса считают, что симуляционное обучение существенно повысит практические навыки врача стоматолога. По мнению 46,3% студентов 2 курса и 97,3% студентов 5 курса для будущего врача-стоматолога важны практические умения наработанные в процессе обучения на симуляционных тренажерах.

Выводы

Проанализировав результаты опросов, можно сделать вывод, что роль и значение современных технологий и симуляционного обучения в стоматологии очень важны. Они вызывают повышенный интерес к обучению у студентов как младших, так и старших курсов. Позволяют отработать не только свои мануальные навыки, но и помогают в формировании клинического мышления и преодолении коммуникативного барьера в работе с пациентами.

Тема: Стоматология
Елена Танишина

Инновационные средства визуализации в стоматологии

Автор(ы): Абдулин Р., Задуров С., Липпгардт И., Теркулова Е., Соловых Е.

Город: Москва

Учреждение: Компания «ИНТЕХДЕНТ»

Актуальность

Несмотря на относительную доступность полости рта для врачебных манипуляций визуализация стоматологических вмешательств остается одной из нерешенных задач современной стоматологии. Видео и фото регистрация стоматологического вмешательства затруднена за счет постоянного присутствия в полости рта аэрозоля из воды воздуха частиц зубов и/или пломбировочного материала, что попадает на объектив и делает фото и видео регистрацию затруднительной либо невозможной. Эта информация также может быть использована в образовательном процессе при обучении студентов, ординаторов, врачей. Частично задача визуализации для врача стоматолога решается за счет применения стоматологических микроскопов и бинокуляров. Однако, применение этих средств позволят визуализировать лишь этапы стоматологического лечения и не позволяют проводить непрерывную регистрацию стоматологического лечения. Поэтому полноценная визуализация стоматологического вмешательства остается важной задаче современной стоматологи.

Цель

Разработать устройства для полноценной визуализации любого стоматологического вмешательства.

Результаты

Разработано два устройства
1. Интраоральный цифровой микроскоп для визуализации и регистрации стоматологических вмешательств. Российская разработка с уникальной системой защиты оптики, которая позволяет визуализировать и проводить видеозапись любых стоматологических вмешательств.
2. Цифровой стоматологический наконечник (С элементами навигации) – стоматологический наконечник с интегрированной камерой для визуализации и регистрации стоматологических вмешательств на твердых тканях зуба. Российская разработка с уникальной системой защиты оптики, обработки изображения и непревзойденной визуализацией стоматологического вмешательства на твердых тканях зуба.
Устройство позволяет:
 Контролировать объем и качество стоматологического вмешательства на любом этапе
 Радикально оптимизировать эргономику врача стоматолога (снижается нагрузка на опорно-двигательный аппарат и глаза)
 Создать прозрачные взаимоотношения в системе врач-пациент третьи лица (эксперты, родители, коллеги и тд), что позволит предотвратить конфликтные ситуации и при их неизбежности иметь объективные доказательные данные.
 Создать принципиально новую модель до дипломного и после дипломного обучения врачей стоматологов, за счет возможности онлайн демонстрации стоматологических ма-нипуляций как педагога так и обучающихся
 В образовательном процессе демонстрировать в онлайн режиме все этапы стоматологического лечения
 При внедрении в симуляционные центры проводить контроль всех манипуляций проводимых обучающимися
 Разработанная система позволяет реализовать дистанционный вариант обучения
 Организовать систему сбора и анализа данных в стоматологии для предиктивного планирования стоматологической службы на уровне регионов, и в РФ в целом.
 Обосновать новое научно-практическое направление в стоматологии (фото и видео материалы могут быть использованы для создания и обучения систем основанных на искусственном интеллекте для диагностики заболеваний твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта)
 Использовать фото и видео материалы в качестве информации для ведения электронной «видео» истории болезни стоматологического пациента.
 Возможность создания Искусственного интеллекта и системы помощи принятия решения (на базе данных оптического канала и КЛКТ) в диагностике и лечении заболеваний твердых тканей зубов, слизистой полости рта, пародонта.

Выводы

Организационные и экономические эффекты от внедрения технологии
 Стандарты оказания стоматологической\медицинской помощи
 Контроль оказания стоматологической\медицинской помощи
 Внедрить принципиально новый подход в образовательный процесс в стоматологии
 Аналитика (big data) по качеству оказания стоматологической\медицинской помо-щи
 Научные направления персонифицированная предиктивная медицина
 Оптимизация подготовки специалистов на додипломном и последипломном уровне

Тема: Стоматология
Дмитрий Малоросиянцев