Автор(ы): Л.Е. Паролина, Н.Е. Казимирова, О.Н. Отпущенникова
Город: Москва
Учреждение: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Минздрава России
Актуальность
Способность к эффективной коммуникации в медицинской среде можно отнести к базовым компетенциям, позволяющим сформировать гармоничные взаимоотношения между врачом и пациентом, что особенно важно в работе фтизиатра, исторически выполняющего роль семейного доктора. Многообразие клинических проявлений туберкулеза, отсутствие патогномоничных симптомов, длительность развития заболевания, наличие социальных и психологических «стигм» при туберкулезе предъявляют много требований к способности врача к межличностному взаимодействию в системе «врач-больной», умению установить контакт с пациентом и его родственниками, мотивировать на выполнение рекомендаций, оказывать психологическую поддержку в сложной ситуации.
Цель
определение коммуникативных особенностей при работе с больными туберкулезом с социальными проблемами на основе анализа самооценки пациентов.
Материалы и методы
Проведен анализ модели медицинской коммуникации с пациентом с точки зрения основных задач, которые необходимо решить врачу-фтизиатру при работе с больным туберкулезом: сбора информации, выстраивания отношений, объяснения и планирования. На основании исследования самооценки больных как интегрального показателя самоуважения с учетом социокультурных эталонов, текущего жизненного опыта, меры самоприятия заболевания туберкулезом и определения психологических особенностей пациентов с использованием стандартных шкал самооценки проведен анализ данных у 120 впервые выявленных больных туберкулезом с социальными проблемами, выявлены наиболее значимые элементы самооценки больных, требующие формирования дополнительных коммуникативных навыков со стороны врача-фтизиатра.
Результаты
При обследовании больных туберкулезом с социальными проблемами установлен низкий интегральный показатель самооценки. Модель медицинской коммуникации при сборе информации у данных пациентов должна учитывать, что больные туберкулезом с социальными проблемами при недооценке тяжести своего заболевания (63,1%) одновременно испытывают сильные переживания по поводу своих бытовых и личностных проблем (64,5%), страх критических ситуаций и трудностей (53,8%), ситуаций, ведущих к эмоциональному напряжению (78,6%). Этот психологический дисбаланс усложняет выстраивание доверительных отношений «врач-пациент» в исследуемой группе пациентов и повышает необходимость принятия во внимание имеющихся у 52,6% больных суждений о замкнутости своего внутреннего мира, противопоставлении себя обществу, негативном отношении к ним окружающих, агрессивном настрое на внешние обстоятельства. Коммуникативные навыки врача-фтизиатра должны способствовать преодолению болезненности критических замечаний в адрес пациентов (73,5%), их стремления демонстрировать «бегство» в независимость (69,7%), учитывать имеющуюся разбалансированность ответов на суждения(56,1%). Коммуникативная модель работы врача-фтизиатра потенциально должна помогать пациентам преодолевать свойственные им негативные чувства (58,4%), отражающие низкую личную значимость, собственную ущербность. При решении задачи объяснения и планирования лечения больным туберкулезом с социальными проблемами необходимо учитывать преобладание у них пессимистического отношения к перспективам дальнейшей жизни (90,2%), снижение потребности в самореализации (94,1%) с увеличением потребительских тенденций.
Обсуждение
Сложности межличностного взаимоотношения врача с больными туберкулезом определяются не только индивидуальными психологическими характеристиками пациентов, но и патологическими изменениями высшей нервной деятельности больных под влиянием туберкулезной интоксикации. Вследствие этого повышаются требования к коммуникативным навыкам врача-фтизиатра, прежде всего в областях сбора анамнеза, выстраивания отношений и вовлечения пациента в процесс излечения. Решение этих задач зависит от способности врача-фтизиатра наладить доверительные отношения с больным, позволяющие преодолеть негативное отношение к проводимому сбору анамнестических данных, но при этом четко концентрировать внимание больного на предмет беседы. Коммуникативная способность врача на базе профессиональных компетенций позволяет реализовывать клиническое мышление, формируя диагностическую концепцию на этапе первоначального консультирования больного и обеспечивая назначение оптимального комплекса обследования для определения этиологии заболевания. При подготовке врача-фтизиатра к эффективной коммуникации большое внимание необходимо уделять методам избегания конфликтов, формирования позитивного настроя на лечение у больного вне зависимости от личностных особенностей самого врача. Этому способствует знания психологии общения, знание технологий установления контакта с пациентом во время консультации, знания методов общения с негативно настроенным пациентом.
Выводы
При решении коммуникативных задач при работе с больными туберкулезом с социальными проблемами необходимо учитывать особенности самооценки пациентов. Высокий уровень коммуникативных навыков у фтизиатра способствует решению вопросов установки диагноза, повышению приверженности пациента к лечению и повышению эффективности терапии, благоприятно влияя на эпидемическую ситуацию по туберкулезу.
Любовь Паролина