Автор(ы): Немирова С.В., Никольский А.В., Трофимов Н.А., Мухин А.С., Захаров В.С.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет
Актуальность
За последние годы симуляционное обучение вошло в стандарты подготовки студентов и ординаторов медицинских вузов, став базой для аккредитации молодых специалистов и стимулировав процесс подготовки квалифицированных кадров [1]. Симуляторы разных уровней сложности применяются на практических занятиях для демонстрации и отработки практических навыков, постоянно предлагаются более совершенные и реалистичные модели. К сожалению, применение узкопрофильных симуляторов недостаточно активно используется при непрерывном повышении квалификации опытных врачей, чему во многом способствует некоторая консервативность и недооценка возможностей 3D симуляционных моделей, не смотря на то, что эффективность и безопасность вмешательств зависит от опыта специалиста [2].
Цель
Цель: показать возможности 3D симуляционных моделей в непрерывном повышении квалификации сердечно-сосудистого хирурга.
Материалы и методы
Материалы и методы.
Обучение осуществляется с помощью авторской серии анатомически реалистичных симуляторов, сопровождающихся методическими рекомендациями по проведению обучения в комплексе подготовки специалистов соответствующего профиля. Симуляционные модели CorView имеют несколько модификаций и относятся к техническим средствам обучения в области сердечно-сосудистой хирургии, в частности аритмологии, интервенционной электрофизиологии, рентгеноэндоваскулярной хирургии. Модели предназначены для проведения и позиционирования разных моделей ангиографических катетеров, внутрисосудистых проводников и бужей, стент-графтов, балонных контрпульсаторов, диагностических, аблационных и стимулирующих электродов, транссептальной иглы [3]. Существует несколько возможностей этапного обучения: при открытых «смотровых окнах» модели под контролем зрения, в условиях учебной и реальной рентгенооперационной «на экране». Благодаря своим физическим свойствам, модель позволяет воспроизводить тактильные характеристики объектов и ощущения от продвижения, изменения кривизны дуги, угла отклонения и степени контакта с поверхностью модели используемых инструментов (катетеров, электродов и т.д.) и соответствующую рентгеноконтрастность органов на экране, а анатомическое соответствие является ключевым в возможностях вариации моделей под конкретную клиническую ситуацию.
Результаты
Результаты.
Анатомически реалистичная симуляционная модель с возможностью печати на основе данных КТ- или МРТ-вентрикулоангиографии, на наш взгляд, имеет четыре основных точки приложения. Первая очевидна – это отработка и совершенствование практического навыка в удобное для специалиста время вне или в условиях специализированной операционной. Вторая – разработка новых методов диагностики и лечения с модернизацией хода инвазивного обследования или рентгеноэндоваскулярной операции, когда появляется возможность доклинического тестирования нового способа, даже до его апробации в условиях WetLab. Третье направление – это апробация нового оборудования и расходных материалов, позволяющая уверенно применять их в реальных условиях, выбирая не наиболее привычную модификацию, а тот инструмент, который больше подходит в данной ситуации. И, наконец, четвертый аспект – это индивидуальная модель сердца и сосудов пациента с пороками развития (кинкинг, койлинг, нетипичные анастомозы и локализация устьев сосудов, аномалии клапанов и перегородок сердца и т.д.) или сложной патологической анатомией (отклонение оси сосудов опухолью, наличие 3-4 ранее имплантированных электродов). В этом случае врач предварительно имеет возможность разработать тактику инвазивного обследования или операции, выбрать необходимые инструменты, предотвратив развитие осложнений и сделав вмешательство максимально эффективным и безопасным.
Выводы
Выводы: 3D симуляционные модели с высоким уровнем анатомического и тактильного соответствия имеют большие перспективы в непрерывном повышении квалификации сердечно-сосудистого, особенно интервенционного, хирурга, позволяя как совершенствовать и разрабатывать новые способы диагностики и лечения, апробировать современное оборудование, персонифицировать хирургию у пациентов в сложных и нестандартных ситуациях.
Литература.
1. Специалист медицинского симуляционного обучения: учебное пособие / под ред. акад. Кубышкина В.А. // РОСОМЕД, Москва, 2016. – С. 321.
2. Косоногов К.А. Эндоваскулярная экстракция эндокардиальных электродов механическим способом в лечении пациентов со скомпрометированными эндокардиальными электродами и : автореф. дис. …к-та мед. наук : 14.01.26; С.-Петербург. Нац. мед. исслед. центр им. В. А. Алмазова МЗ России. - Нижний Новгород, 2017. - 22 с. : ил.
3. Симуляционное обучение с использованием учебной модели и интеграцией в условия реальной операционной (учебно-методическое пособие). Немирова С.В., Никольский А.В., Захаров В.С., Трофимов Н.А., Потемина Т.Е. – Издательство ООО «Гербера», 2019 г,. – 84 с.; ил.
Александр Никольский