Автор(ы): Марийко В.А., Потапов В.Л.
Город: Тула
Учреждение: Тульский государственый университет, медицинский институт
Актуальность
За последние годы достигнут значительный прогресс в использовании симуляционного обучения в регионах РФ. Симуляционные методики повысили уровень практического обучения студентов медицинских ВУЗов, имеют большое значение при подготовке первичной аккредитации и в реализации задач НМО. Разнообразны формы организаций, использующих симуляционные методы обучения. Это кафедры симуляционного обучения, аккредитационно - симуляционные центры, центры, кабинеты и классы симуляционного обучения. Важным является соответствие симуляционного образования задачам по реализации Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323 - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в конкретном регионе.
Цель
Цель исследования - представить опыт организации симуляционного обучения в Тульской области.
Материалы и методы
Первый класс симуляционного обучения был организован в Тульской области в 2012 году в составе Учебного центра послевузовского образование ГУЗ ТО "Тульская областная клиническая больница". Он позволяет начинающим хирургам осваивать лапароскопические операции, отрабатывать на симуляторах этапы новых операции в хирургии и травматологии, осваивать врачам терапевтического профиля новые методики. Занятия в симуляционном классе включены в программы цикла усовершенствований как хирургического, так и терапевтического профиля. Дооснащение класса симуляционного обучения позволило проводить занятия с врачами анестезиологами-реаниматологами и отоларингологами. Многолетний опыт работы симуляционного класса Учебного центра продемонстрировал возможности симуляции в качестве инструмента обучения. Симуляционные методики позволяют многократно воспроизводить ситуации реальной жизни и этапы операций, не создавая опасности для пациента. В процессе занятия моделируются клинические ситуации с использованием робота-пациента. Большое внимание уделяется коллективной работе обучающихся, распределению функций в бригаде врачей. Для каждого симулятора разработана система оценки эффективности подготовки курсанта. В 2017 году в Тульском государственном университете организован мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр. С данным центром взаимодействуют кафедры медицинского института. На его базе организована первичная аккредитация по 28 специальностям. В 2018 году был создан класс симуляционного обучения в составе Тульского территориального центра медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи. Задачами класса является подготовка бригад скорой помощи к действиям в экстремальной ситуации. С использованием симуляционного оборудования отрабатываются практические навыки и алгоритмы оказания экстренной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях. Для средних медицинских работников в Тульской области так же открыт аккредитационно-симуляционный центр в составе областного медицинского колледжа.
Результаты
В результате эффективного функционирования центров симуляционного обучения в Тульской области отмечается ежегодный рост количества выполняемых лапароскопических операций. В условиях пандемии на базе центров и классов симуляционного обучения были организованы занятия по освоению навыков помощи больным с новой коронавирусной инфекцией. Карантинные меры не уменьшили эффективность и доступность симуляционного обучения. В 2020 году в Тульской области успешно проведена первичная аккредитация врачей на базе аккредитационно-симуляционного центра.
Обсуждение
За последние 10 лет в Тульской области создана многоцентровая система симуляционного обучения. Каждый класс и центр симуляционного обучения имеет свои задачи и приближает технологии симуляционного обучения к рабочему месту врача. В соответствии с задачами отличается оснащение симуляционных центров. Накопленный опыт обучения с использованием симуляторов позволяет изменять программы обучения в соответствии с современными требованиями.
Выводы
1. Многоцентровая система организации симуляционного обучения в регионе отвечает современным задачам и эффективна.
2. Симуляционные методики дают возможность перестраивать программы обучения с учетом проблем современного здравоохранения.
3. Наличие нескольких центров улучшает доступность симуляционного обучения для врачей различных специальностей.
Владимир Марийко