Автор(ы): Романова М.Л.,Нестеров И.М., Ширинян Л.В. , Беженарь В.Ф. , Авраменко Е.А., Семенов С.А., Вахитов М.Ш.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ
Актуальность
Сложившаяся в нашей стране эпидемиологическая ситуация весной 2020 года продемонстрировала необходимость более широкого внедрения и использования новых технологий обучения на кафедрах ПСПбГМУ им. ак. И.П.Павлова. Важной задачей для кафедры акушерства, гинекологогии и репродуктологии, как и Университета в целом, стало обеспечение непрерывности образовательного процесса, включающего дистанционное обучение и использование симуляционных технологий.
Цель
В условиях невозможности применения традиционной формы обучения, нам стал интересен вопрос востребованности новых технологий обучения, соответствие их новым условия, задачам, а также их эффективность. Целью нашей работы явилась оценка приемлемости студентами, обучающимися на кафедре, новой формы учебного процесса.
Материалы и методы
Для дистанционного обучения кафедрой используются разнообразные платформы, позволяющие проводить опросы, голосования, отвечать на вопросы слушателей и использовать интерактивную доску для пояснения сложных моментов, проводить проверку знаний. Предусмотрено интерактивное общение между слушателями.
Ресурсы программы представлены теоретическими материалами в виде файлов, ссылок на внешние сайты, методическими рекомендациями и пособиями, разработанными сотрудниками кафедры, видеолекциями, клиническими протоколами, соответствующими тематическому плану и теме занятия.
С целью успешной интеграции подхода «у постели пациента» в учебный процесс совместно с сотрудниками аккредитационно-симуляционного центра (ЦИОТ) созданы видеофильмы по акушерству и гинекологии по наиболее актуальным темам, организована возможность приобретения и отработки практических навыков по акушерству и гинекологии на современном симуляционном оборудовании.
Для сбора данных нами был применен метод анкетирования. Опрос был проведен среди 1030 студентов 4 и 5 курсов, прошедших обучение на кафедре акушерства, гинекологии и репродуктологии за 8 мес. учебного года. В анализе результатов нами был применен статистический метод обработки данных z-критерий. Результаты оценены при уровне значимости p<0,05.
Результаты
Подавляющее большинство респондентов положительно отозвались об обучении в дистанционном режиме, об организации занятий на симуляционной платформе, лекций. Половина опрошенных считали эффективным сочетание творческих заданий и устных ответов. Результаты дистанционного обучения полностью или в основном соответствовали ожиданиям большинства респондентов. О высоком качестве усвоения предложенного материала с применением новых технологий говорили результаты экзаменационного опроса, которые достоверно не отличались от показателей, получаемых при очной форме обучения. При этом респонденты считали, что дистанционное обучение не способно заменить практические занятия в условиях клиники. Именно традиционную технологию получения образования считали более эффективной.
Обсуждение
Наше исследования показано, что технология дистанционного образования выступает в качестве достаточно эффективного средства обучения студентов, однако, оно может быть реализовано в рамках изучения только теоретических курсов дисциплины. Практическая часть занятий должна быть построена по классическому типу. Сложности самостоятельного обучения можно компенсировать применением сочетанной формы организации учебного процесса, в том числе, симуляционного обучения. Это позволит избежать упора на приобретение только теоретических знаний, а не умений, и тем самым отказаться от слабой практической подготовки молодого специалиста. Данный подход согласуется с общей целью совершенствования уровня подготовки специалистов, который способствует сохранению научного, культурного и духовного потенциала, обеспечивает преемственность научных и педагогических школ.
Мавлет Вахитов