Автор(ы): Млявых С.Г., Калинина С.Я., Храмцова Е.В., Горох О.В.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: ПИМУ
Актуальность
Отработка мануальных навыков играет ведущую роль в обучении врачей хирургических специальностей (Павлов В.Н., 2013; Зарукина Е.В., 2016). В последнее время в учебные программы подготовки специалистов все чаще включаются симуляционные курсы, которые позволяют отработать отдельные действия врача без риска травматизации пациента. В травматологии одним из наиболее востребованных направлений является тренировка артроскопических навыков.
Материалы и методы
Нами проведена оценка первых результатов использования симулятора «ArthroS» (модуль «коленный сустав») для отработки базовых навыков у врачей-травматологов, не имевших ранее артроскопического опыта.
Тренинг на симуляторе «ArthroS» проводился в течение двух дней. Продолжительность ежедневных занятий составляла 6 часов, необходимых для выполнения 2 стандартных имитационных модулей (Косаговская И. И., 2016). Перед освоением модулей проводилось ознакомление с учебным видеороликом и инструментами, необходимыми для выполнения задания. Прогресс обучения оценивался в баллах.
Результаты
В первый день работы каждому обучающемуся предлагалось осмотреть латеральный и медиальный мениски коленного сустава. При первом выполнении данного задания средний балл, который набрали обучающиеся, составил 18 ± 4 балла (при возможном максимуме для первого задания – 50 баллов). Основное снижение результата происходило за счет длительности выполнения задания. С каждым обучающимся во время первой тренировки проводилась индивидуальная работа, включавшая помощь с ориентацией в суставе, объяснение принципа триангуляции. Выполнение задания заканчивалось дебрифингом, во время которого преподаватель разбирал с врачами все допущенные ими ошибки. После кратковременного перерыва проводилось еще 4 повторения данного задания. Далее осуществлялся переход к отработке следующих навыков, каждый из которых также повторялся пять раз с перерывом. Подобным образом с каждым врачом прорабатывался весь блок базовых умений.
Второй день симуляционного тренинга целиком был посвящен самостоятельной работе курсантов. Во время занятия осуществлялось самостоятельное пятикратное повторение каждого задания, начиная с наиболее простого. Суммарный балл оценки первого задания по итогам второго дня составил в среднем 43 ± 4 балла, то есть показатели улучшились более чем в 2 раза.
Выводы
Таким образом, даже кратковременный курс с использованием симулятора «ArthroS» значительно улучшал мануальные навыки врачей без артроскопического опыта.
Ольга Смирнитская