Симуляция при оценивании коммуникативных навыков в аккредитации медицинских специалистов: стандартизированный пациент - больше вопросов, чем решений

Автор(ы): Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России

Актуальность

В процедуре аккредитации на этапе оценки практических навыков врача в симулированных условиях включение ситуаций общения с пациентом (сбор жалоб и анамнеза, разъяснения медицинской информации на приеме врача) позволяет сделать этот экзамен более объективным и приближенным к реалиям будущей профессиональной деятельности медицинских специалистов.

Материалы и методы

Вопросы для обсуждения
1. Проблемы привлечения СП в аккредитацию медицинских специалистов на этапе отбора и обучения компетенции «СП в аккредитации медицинских специалистов» и на этапе работы на станции «Коммуникация».
2. Возможные пути решения.

Результаты

Опыт привлечения СП как части оценочного средства в оценивании коммуникативных навыков, начиная с 2018 г., позволил выявить ряд проблем.
1. НА ЭТАПЕ ОТБОРА И ОБУЧЕНИЯ лиц компетенции «СП в аккредитации медицинских специалистов».
На основании писем от Методического центра аккредитации специалистов организаторы аккредитационных площадок направляли на обучение лиц для овладения компетенцией «СП в ОСКЕ».
Наиболее частые проблемы этого этапа:
• направляются лица, которые не осведомлены о целях и задачах данного обучения и дальнейшего их привлечения для работы на аккредитации в круглогодичном режиме;
• курсанты не планируют в дальнейшем повышать квалификацию по компетенции «СП в ОСКЕ» и соответственно продолжать работу в качестве СП в процедуре аккредитации на постоянной основе;
• курсанты совмещают несколько взаимоисключающих «ролей» в процедуре аккредитации (ответственный за подготовку аккредитуемых, организатор/руководитель аккредитационной площадки, клинический ординатор, административно-управленческий персонал).
Так, в 2019-2020 гг. для обучения на роль СП были направлены: студенты/ординаторы - 23%; преподаватели, ведущие подготовку аккредитуемых к ОСКЭ - 31%, деканы факультетов или их заместители - 16%, сотрудники аккредитационных площадок с дополнительными функциями в процедуре аккредитации - 30% (например, роль СП совмещалась с организацией работы других станций, с консультированием экспертов - членов аккр.подкомиссий, с маршрутизацией аккредитуемых и т.д.).
Как следствие, ежегодное выбывание лиц из реестра обученных СП: 47% в 2019 г., 24% в 2020 г.
Отсюда, в связи с увеличением клинических специальностей, включающих в Перечень оцениваемых навыков станцию общения с пациентом (2019 г. – 6 специальностей, 2020 г. – 48 специальностей) ежегодно экспонентно возрастает количество курсантов на обучение роли СП, также и в связи с «потерей обученных СП» из реестра.
2. НА ЭТАПЕ РАБОТЫ СП на станции «Коммуникация».
• отсутствие централизованной процедуры идентификации лиц, исполняющих роль СП на станции, порождает «истории», когда на станцию допускается работать необученное лицо без свидетельства об освоении требуемой компетенции;
• аккредитационные площадки не всегда имеют своевременные сведения о количестве аккредитуемых, проходящих станцию «Коммуникация» и соответственно необходимом количестве обученных СП и их «пропускной способности» (в соответствии с «Регламентом работы СП на станции ОСКЕ»);
• на аккредитационной площадке не всегда отлажено своевременное информирование СП о сроках, объеме и условиях выполнения работы;
• не соблюдается «Регламент работы СП на станции ОСКЕ» для сохранения стандартизированным пациентом стандарта предъявления клинической ситуации;
• не сохраняется конфиденциальность фонда оценочных средств в связи с аффилированностью СП в процедуру аккредитации (например, совмещение нескольких «ролей»).

Выводы

1. Обоснованными направлениями решения обозначенных проблем могут выступить следующие действия:
• разработка официальных нормативных документов, регламентирующих работу лиц, привлекаемых на роль СП в процедуре ОСКЭ;
• создание экспертной группы для контроля за качеством и стандартом работы СП в on-line, либо off-line режиме;
• разработка процедуры идентификации лиц, исполняющих роль СП;
2. Актуально изучение возможностей и наработка доказательной базы по привлечению «виртуального пациента» или «коммуникативного робота» для экзаменации коммуникативных навыков (например, по трудовой функции «Сбор жалоб и анамнеза», что позволит снизить нагрузку на «живых СП» в связи планируемым ростом количества аккредитуемых к 2024 году).

Тема: Стандартизированный пациент
Елена Дьяченко