Автор(ы): Койчуев Р.А., Абдуразакова М.А., Айсаева Б.М., Койчуев Х.А.
Город: Махачкала
Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дагестанский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Взаимодействие врача и пациента носит особый, сложный характер, которое усугубляется многочисленными факторами –стресс, болезнь, недостаток времени и т.д. Нередко у врачей возникали конфликты с пациентами. В свою очередь пациенты регулярно жалуются в руководящие и контролирующие органы учреждений системы здравоохранения, что врачи не умеют общаться с больными, не умеют «слушать», не проявляют должного внимания. По информации общероссийского портала медицинских отзывов МедПоиск.ру (www.medpoisk.ru) отрицательные отзывы о врачах составляют 33,9% от их общего числа. Нет сомнений в том, что необходимо применить системный подход в достижении компетенций с учетом навыков клинического мышления и коммуникации. Сегодня методика «стандартизированный пациент» (СП) прочно вошла в арсенал преподавателей всего мира при обучении клиническим навыкам и объективной оценки приобретенной компетенции. В России отношение к данной методике неоднозначное, но уже многие считают, что это доступный и эффективный метод освоения клинических умений врача.
Коммуникативные навыки врача –это вербальные и невербальные способы конструктивного общения в клинической ситуации.
Цель
-освоение новой компетенции – роли «стандартизированного пациента» при аккредитации специалистов здравоохранения по навыкам профессионального общения.
-улучшить навыки эффективного общения с пациентами и интегрировать их в профессиональные задачи.
Материалы и методы
Освоение компетенции коммуникативного навыка осуществлялось в симулированных условиях на площадке аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава России, с участием симулированного пациента и использованием сценариев для стандартизированного пациента. Осуществлялось воссоздание фрагмента из клинической практики амбулаторного приема пациента участковым врачом, где студенты максимально использовали вербальные и невербальные способы общения при сборе жалоб и анамнеза у симулированного пациента.
Результаты
После проведения коммуникативного навыка «Стандартизированный пациент» все студенты сохранили средний уровень коммуникативных навыков, аналогичный исходному уровню оценки после теоретического обучения, однако в группе студентов, прошедших повторное оценивание, были обнаружены существенные отличия в специфических коммуникативных способностях. Эмпатия, фассилитация и способность собирать анамнез значительно улучшились, присутствовал зрительный контакт, также обеспечивался комфорт пациента. Таким образом, студенты улучшили качество сбора жалоб и анамнеза, следовательно в последующем ожидается и улучшение диагностика и лечение пациента.
Выводы
Полученные результаты подчеркивают, что использование коммуникативных навыков дает возможность выстроить доверительные отношения врача с пациентом, что приводит к более обширному сбору информации по определенной болезни и правильному выстраиванию диагностической линии. Использование коммуникативных навыков акцентирует внимание на важности комплексного подхода к обучению клинической коммуникации в течение всего периода обучения в медицинском вузе.
Как показали результаты проведенной аккредитации экзаменационной станции «Сбор жалоб и анамнеза», высокий процент обучающихся показали хороший результат и способность к работе в системе практического здравоохранения.
Милана Сайгидова