Автор(ы): Маммаев С.Н., Койчуев Р.А., Айсаева Б.М., Койчуев Х.А., Абдуразакова М.А.
Город: Махачкала
Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дагестанский государственный медицинский университет
Актуальность
С появлением симуляционного оборудования – тренажеров, симуляторов, фантомов и т. д. стало возможным широкое использование тренингов в сфере подготовки будущих врачей- лечебников. Это связано с тем, что при обучении студентов на пациентах приоритетом является сам пациент (больной человек), а не задача «научить студента практическим навыкам». В ходе обучения на пациентах не работает главное условие – личная ответственность обучающегося за результат своих действий. При обучении в симулированных условиях приоритетным является именно учебная задача, в процессе которой допускается любой исход оказания медицинской помощи, чтобы обучающийся почувствовал всю меру личной ответственности за уровень своей подготовки. В этой связи именно создание искусственных условий, максимально приближенных к реальной профессиональной практической ситуации, без абстрактных иллюзионных ситуаций, формирует индивидуальную ответственность каждого конкретного обучающегося за конечный результат выполненных практических навыков, это стало главным фактором, обеспечивающим успех симуляционного обучения.
Цель
Оценка эффективности и роли симуляционного обучения в подготовке врачей- лечебников на базе мультипрофильного аккредитационно- симуляционного центра (МАСЦ) Дагестанского государственного медицинского университета (ДГМУ).
Материалы и методы
Проанализирован опыт организации успешного симуляционного обучения путем социологического опроса выпускников лечебного факультета ДГМУ, прошедших первичную аккредитацию в 2019 г.
Результаты
В ДГМУ симуляционное обучение практическим навыкам студентов- лечебников реализуется в МАСЦ, состоящем из двух цепочек по пять идентичных станций, оборудованных новейшими роботами- симуляторами, видео- и аудиорегистраторами, позволяющими записывать полученную информацию. Видеокамеры являются средством контроля качества выполнения практических манипуляций. Получаемые видеоматериалы позволяют провести пошаговый разбор допущенных ошибок, анализ мануальной коррекции по их устранению, а также служат в качестве доказательной базы в спорных ситуациях при наличии апелляций со стороны выпускников. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 973 от 19 декабря 2016 года «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта» есть временные рамки для приема одного пациента, что делает ограничение времени важным образовательным фактором, имеющим отражение в клинической практике.
Закрепление полученных теоретических знаний обучающимися проводится путем проведения тестового контроля c применением базы тестовых заданий Методического центра аккредитации специалистов в компьютерном классе на 30 рабочих мест с выходом в интернет для онлайн-тестирования.
Данные социологического исследования выпускников ДГМУ по вопросам применения симуляционного оборудования при прохождении первичной аккредитации специалистов в 2019 г. показали следующие результаты. Ответили на вопросы анкеты 500 выпускников (96 % от числа всех выпускников), средний возраст которых составил 21,3 года. Около половины выпускников (46,7 %) считают проведение первичной аккредитации специалистов сразу после окончания вуза необходимостью, регламентируемой законодательством. Пятая часть (23 %) анкетируемых полагают, что первичная аккредитация является хорошей проверкой теоретических знаний и практических умений перед самостоятельной врачебной деятельностью. Треть выпускников (30,3 %) уверены, что такая система подготовки является оптимальной, так как позволяет трудоустроиться сразу после окончания вуза.
Так как первичная аккредитация была трехэтапная, мы решили узнать мнение выпускников, какой из этапов они считают наиболее сложным и интересным для прохождения. В ряде анкет были высказывания, что тестирование является необъективным методом проверки знаний, но сложным этот этап считают только 120 выпускников (24 %). Примерно такое же количество аккредитуемых (27 %) определили финальный этап аккредитации, на котором необходимо было решать конкретные клинические ситуации. 33,8 % выпускников посчитали наиболее напряженным этап выполнения практических навыков на станциях симуляционного центра.
30 % выпускников предполагают получать дальнейшую профессиональную подготовку через программы повышения квалификации, 28 %- через участие в мастер-классах, 20%- программы профессиональной переподготовки , и только 75 выпускников (15 %) планируют совершенствовать свои практические навыки на тренингах в симуляционном центре.
Выводы
Таким образом, организация симуляционного обучения на базе МАСЦ ДГМУ, в дополнение к традиционным занятиям на профильных кафедрах, производственной практике, является эффективным методом качественного формирования практических навыков у выпускников. Мультипрофильность симуляционного центра позволяет сократить затраты на закупку, содержание и техническое обслуживание дорогостоящего оборудования, а также потребность в большом количестве помещений, поскольку в одних и тех же фантомных классах (станциях) по расписанию преподаются разные навыки.
Неограниченное число возможных повторов тренируемого навыка, с возможностью непрерывного совершенствования отработки навыка, с возможностью работы над ошибками.
Очевидно, что подготовка специалистов, ответственных за жизнь и здоровье людей, в современном мире не может обойтись без симуляционного компонента.
Баху Айсаева