Автор(ы): Г.В. Лашина, Р.И. Салихова, М.А. Фомина
Город: Уфа
Учреждение: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации»
Актуальность
Профилактические меры по снижению риска заболевания COVID-19 имеют ключевое значение как для общества в целом, так и для медицинских организаций. Работники здравоохранения, осуществляющие уход за пациентами с COVID-19 и их лечение, нуждаются в дополнительных мерах предосторожности для обеспечения собственной защиты здоровья и предотвращения распространения инфекции внутри медицинской организации. К таким мерам безопасности относится надлежащее использование СИЗ, что невозможно без организации и проведения целенаправленного обучения по выработке соответствующих практических навыков и умений.
Цель
Представить опыт проведения практических занятий у медицинских сестер по применению СИЗ в условиях угрозы распространения COVID-19.
Материалы и методы
В мае – июне 2020 года на базе Центра аккредитации и симуляционного обучения ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» (Центр) с участием Ассоциации медицинских сестер Башкортостана было организовано обучение медицинских работников по отработке практических навыков и умений по надлежащему использованию СИЗ в условиях пандемии COVID-19.
Занятия проводились ежедневно, малыми группами по 6 человек, по 4 группы в течение дня. Такой график работы был продиктован сложной эпидемиологической обстановкой на тот период времени, необходимостью срочного обучения медицинских работников применению СИЗ.
Для осуществления образовательного процесса был выделен симуляционный класс с отдельным входом, с дезарами для обеззараживания воздуха в помещении. Перед началом занятий всем обучающимся проводилось измерение температуры, с фиксацией результатов в отдельном журнале, обработка рук антисептиком. Обязательным требованием присутствия на занятии было наличие масок и перчаток, соблюдение социальной дистанции.
В классе была имитирована «зеленая (чистая) зона», «красная (грязная) зона», размещены емкости для дезинфекции СИЗ, медицинских отходов, ростовое зеркало для визуального контроля за правильностью надевания и снятия костюма, стеллажи с размещенными на них защитными костюмами в соответствии с размерами.
Обучение проводилось на основе разработанного заранее методического указания, составленного по принципу стандартного имитационного модуля (СИМ). Завершалось занятие проведением итогового тестирования, анкетирования.
Основной целью занятия было обучение каждого медицинского работника умению надлежащего использования СИЗ. Это означало, что каждый обучающийся имел возможность под руководством преподавателя надеть, снять и обеззаразить свой костюм. С целью обеспечения тщательного выполнения задания использовалась мука, имитирующая коронавирусную инфекцию. Наличие муки на коже и одежде слушателя свидетельствовало о невнимательном выполнении процедуры надевания и снятия СИЗ и формировало, таким образом, более ответственное отношение к собственному здоровью в условиях пандемии. Выполнение задания оценивалось при помощи чек-листов, заранее составленных преподавателями. Выполнение задание на 70% и выше свидетельствовало об освоении указанного навыка.
Во время дебрифинга по окончании выполнения задания слушателям предоставлялась возможность обсудить выполнение задания по использованию защитного костюма, проанализировать свои ошибки, поделиться впечатлениями.
Завершающим этапом обучения являлась повторное выполнение задания с проверкой изученных навыков и умений по использованию защитного костюма на основе чек-листов.
Результаты
1. Обучено 989 медицинских работников РБ.
2. По результатам анкетирования 770 (78%) слушателей на момент обучения прошли дистанционный курс «Допуск медицинских специалистов к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией», созданный специалистами Центра.
3. По результатам входного тестирования 376 (38%) обучающихся правильно ответили на 90% и выше тестовых заданий
4. По результатам итогового тестирования 880 (89%) обучающихся правильно ответили на 90% и выше тестовых заданий
5. По результатам проведенного анализа чек-листов при первичном выполнении задания лишь 138 (13,9%) обучающихся справились с заданием.
6. При анализе чек-листов при повторном выполнении задания, после проведения дебрифинга, 915 (92,5%) слушателей выполнили задание с первого раза, не выполнили 74 (7,5%), со второго раза выполнили задание 53 (87,8%) слушателя, не выполнили 7 (11,2%), с третьего раза выполнили задание 14 (100%) слушателей.
7. По результатам анкетирования 969 (98%) обучающихся оценили организацию и проведение занятия на «отлично», 20 (2%) - на «хорошо».
Обсуждение
Организация и проведение обучения работников здравоохранения надлежащему использованию средств индивидуальной защиты является залогом обеспечения защиты здоровья медицинских работников и приоритетной мерой предотвращения распространения инфекции внутри медицинской организации.
Выводы
1. Основными ошибками обучающихся при надевании и снятии защитного костюма являются игнорирование алгоритма выполнения задания, необоснованная суета и торопливость при снятии костюма.
2. Работа по обучению медицинских работников применению СИЗ является вкладом образовательных организаций в дело борьбы с коронавирусной инфекцией.
3. Необходимо продолжить процесс обучения медработников применению СИЗ, осуществлять его на постоянной основе
Гузель Лашина