Опыт организации курса обучения по FAST-протоколу для врачей хирургических специальностей

Автор(ы): Отдельнов Л.А., Горох О.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет

Актуальность

Использование ультразвуковой диагностики врачами лечебных специальностей, работающих в ургентной медицине, в ряде стран давно стало незаменимой и рутинной практикой. Это позволяет в критических ситуациях получить быстрый и объективный ответ на бинарные вопросы, от которых зависит выбор лечебной тактики. Ультразвуковой (УЗ) мониторинг критических состояний на месте оказания помощи (Point Of Care Ultrasound – POCUS) признается в качестве базового навыка специалистов все большим количеством школ. В частности, в США данная программа входит в число обязательных, ключевых компетенций врачей по специальности «Семейная медицина» с 2012 г. Алгоритмы УЗ- диагностики входят в ряд ургентных протоколов. Важнейшим и незаменимым в экстренной хирургии является FAST (Focused assessment with sonography for trauma) протокол, позволяющий диагностировать такие состояния как гемоперитонеум, гемоторакс, пневмоторакс и гемоперикард.

Цель

Показать первый опыт организации курса по FAST-протоколу для врачей и ординаторов хирургических специальностей.

Материалы и методы

В мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре разработана программа курса обучения по FAST-протоколу в ургентной медицине. Курс включает последовательное освоение теоретического блока, отработку навыков выведения стандартных позиций сканирования и решение клинических кейсов на виртуальном симуляторе УЗ-диагностики Ваймедикс, отработку выведения стандартных позиций сканирования на конфедерате с помощью аппарата УЗИ, диагностику патологических состояний (гидроторакс, асцит, гидроперикард) у пациентов многопрофильного стационара. Программу курса осваивали 23 ординатора первого и второго года обучения по специальностям: «Хирургия», «Травматология и ортопедия». Оценка результатов осуществлялась с использованием тестов входного и итогового контроля, прямой оценки действий курсанта, решением клинической задачи на итоговой аттестации.

Результаты

Программа настоящего курса состоит из трех блоков: лекционный, симуляционный и клинический. При составлении лекционного блока сделаны акценты на физические основы УЗ-изображения, которые необходимо понимать врачу, производящему исследование, на особенностях анатомии, на принципах получения стандартных УЗ-сканов и их интерпретации.
Симуляционный блок включает в себя знакомство с УЗ-аппаратом, выведение стандартных сканов на виртуальном симуляторе, решение клинических кейсов, включающих как норму, так и патологию, а также выведение стандартных позиций на конфедерате с помощью портативного УЗ-аппарата.
Клинический этап программы реализуется в условиях многопрофильного стационара и позволяет обучающимся самостоятельно диагностировать наличие свободной жидкости в брюшной полости, грудной клетке и перикарде нетравматического генеза. После двухдневных занятий ординаторы уверено демонстрировали практические навыки на симуляторе и на модели пациента.

Обсуждение

входное тестирование показало, что 87% слушателей (ординаторы хирургических специальностей) в целом представляют возможности ультразвука в диагностике абдоминальной травмы, но 94% оказались плохо осведомлены о принципах формирования УЗ-изображения и возможностях использования метода для диагностики ургентной патологии грудной клетки (гемоторакс, пневмоторакс). Имея собственный опыт работы по оказанию ургентной помощи, ординаторы были хорошо мотивированы на получение новых практических навыков.
Возможность и эффективность применения полученных навыков в будущей самостоятельной практике требует дальнейшего изучения и связана с рядом объективных сложностей (доступность УЗИ-аппарата на рабочем месте, контингент больных, с которыми придется работать конкретному врачу, отсутствие легитимности заключения врача, не имеющего сертификата по УЗ-диагностике, и др.). Несомненно, уверенное применение метода возможно лишь при многократном воспроизведении полученного навыка, что может быть реализовано только в симулированных условиях. Преимуществом данного курса является сочетание симуляционного обучения с закреплением полученных умений на клиническом практическом занятии. В процессе итоговой аттестации все 100% слушателей продемонстрировали навык владения УЗ-аппаратом и решили клиническую задачу исследования по FAST-протоколу.
Итоговое анкетирование обучающихся показало, что 100% обучающихся считают формирование навыка самостоятельного исследования по FAST-протоколу одной основных задач освоения специальности. Настоящий тренинг также показал возможности использования УЗ-диагностики в хирургической практике, доступность метода к самостоятельному пониманию и выполнению, способствовал мотивации к дальнейшему изучению УЗ-диагностики, что, несомненно, важно в плане формирования широкого кругозора и профессионального становления будущих специалистов.

Выводы

Обучение врачей лечебных специальностей самостоятельному выполнению УЗИ по коротким протоколам диагностики ургентных состояний в симулированных условиях является перспективным направлением медицинского образования и требует более широкого внедрения в учебный процесс.

Тема: Диагностика инструментальная
Леонид Отдельнов