Автор(ы): Шеплев Б.В., Кузнецова Т.А.
Город: Новосибирск
Учреждение: Некоммерческое партнерство "Центр постдипломного образования "ДентМастер"
Актуальность
обеспечение отрасли здравоохранения квалифицированными кадрами, подготовленными к практической работе на основании стандартов, остается одной из насущных проблем, требующих решения. В стоматологической сети «Дентал-Сервис» данная задача успешно решена. Основанная в 1993 г. стоматологическая сеть «Дентал-Сервис» — это 14 стоматологических клиник, 79 кресел, 46 микроскопов, 600 сотрудников, 200 врачей, 2 зуботехнические лаборатории, 5 томографов, стационар челюстно-лицевой хирургии, учебный центр.
Цель
продемонстрировать систему повышения квалификации медицинских работников с высшим и средним профессиональным образованием (врачей-стоматологов, медицинских сестер, зубных техников, рентгенолаборантов), реализованную в НП «ЦПО «ДентМастер» и направленную на подготовку специалистов к самостоятельной практической работе в соответствии со стандартами.
Материалы и методы
Каждый медицинский работник, трудоустраивающийся в стоматологическую сеть «Дентал-Сервис», независимо от стажа работы проходит повышение квалификации продолжительностью три месяца. Образовательная деятельность осуществляется в рамках лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. С точки зрения системы образования повышение квалификации включает в себя: теоретическую часть, отработку практических навыков в симуляционном классе, стажировку на рабочем месте. Реализация обучения осуществляется таким образом, что специалист за достаточно короткий срок овладевает новыми, необходимыми для выполнения трудовых функций компетенциями, включая знания по смежным специальностям, овладение мануальными навыками, включая проведение сердечно-легочной реанимации и действий при неотложных ситуациях.
Обучение построено на 7 принципах:
1. Погружение. Обучение включает 40 занятий в симуляционном классе, получение допуска к стажировке на рабочем месте (аттестация), 3 месяца стажировки в Профессорской клинике под руководством наставника, экзамен.
2. Эргономика. «Работа в 4 руки». Собственник бизнеса несет личную ответственность за здоровье каждого сотрудника, поэтому с 1999 г., обучение начинается с практического курса по эргономике. Обучение и "работа в четыре руки" в паре «врач-ассистент» является «золотым стандартом» работы на стоматологическом приеме. Обучение медицинских сестер (ассистентов) возможно только в парах с врачом, соответственно тогда они смогут работать в парах.
3. Осознанность в обучении.
4. Работа в команде. Обучение комплексному подходу ведения пациента. Разбор каждого клинического случая на «планерках», которые проводятся дважды в день перед каждой рабочей сменой.
5. В бою. Клиническая практика в реальной стоматологической профессорской клинике. После «планерки» выполнение практического задания по протоколу в соответствие с предстоящим лечением реального пациента, что позволяет повысить качество и сократить время лечения.
6. Поддержка. Контроль и поддержка обучающихся на всех этапах обучения. Наставники присутствуют в Профессорской стоматологической клинике на каждой смене . Обдумывание каждого пациента, осмысление каждой клинической ситуации. Анализ работы, ведение документация – после каждый смены
7. Контроль. Обеспечение качество соблюдается за счет строгого соблюдения стандартов.
Результаты
Вдумчивый клиницист отличается от простого лекаря тем, что он анализирует свою работу и особенно результаты в долгосрочном периоде. Стоматологическая сеть «Дентал-Сервис» имеет базу более чем 1000 000 задокументированных клинических случаев, включая проведение обязательного фотопротокола на всех этапах лечения.
После окончания обучения специалист сдает экзамен, после успешной сдачи которого, он может претендовать на трудоустройство в стоматологическую сеть «Дентал-Сервис». Мощности учебного центра позволяют осуществлять подготовку не только специалистов для внутренней потребности сети, но и повышать квалификацию медицинских работников на внешнем рынке.
Обсуждение
В стоматологической сети «Дентал-Сервис» реализована модель непрерывного профессионального развития. На ежегодной аттестации с работником составляется его индивидуальный план профессионального развития на следующий год, который он затем реализует. Образовательное портфолио формируется на основании потребности как работника, так и работодателя. Все врачи, продлившие сертификат специалиста с 2016 по 2019 гг., зарегистрировались на портале Непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России и ежегодно проходят обучение в объеме 50 ЗЕТ. 30 программ НП «ЦПО «ДентМастер» аккредитованы на портале edu.rosminzdrav.ru
Выводы
Таким образом, в учебном центре реализована модель подготовки медицинских кадров, которая с точки зрения традиционного образования представляет собой курс повышения квалификации, а фактически является практической реализацией всех тех направлений, которые в масштабах РФ предстоит решить: непрерывное профессиональное развитие, формирование индивидуальной образовательной траектории, ведение образовательного портфолио, владение в совершенстве практическими навыками, наставничество, обучение в соответствии со стандартами.
Татьяна Кузнецова