Автор(ы): Кухарчик Г.А., Рипп Е.Г., Петрова А.Б., Пармон Е.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Институт медицинского образования ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России
Актуальность
Обучение студентов первого курса лечебного факультета с использованием симуляционных технологий является важным компонентом образовательной программы, формирующим у обучающихся практические навыки оказания первой помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью человека.
Цель
Разработка и реализация образовательной программы по оказанию первой помощи и командной работе для студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
Материалы и методы
В институте медицинского образования Центра Алмазова разработана программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на основе приказа Минздрава России № 477н от 4 мая 2012 г. Программа предусматривает формирование практических навыков и умений и включает 2 блока: первая помощь и национальная безопасность. В ходе освоения программы первой помощи с использованием симуляционных технологий происходило обучение навыкам: первой помощи при отсутствии у пострадавшего сознания; базовой сердечно-легочной реанимации; первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути; первой помощи при наружных кровотечениях; при травмах; ожогах; переохлаждении и отморожении; острых отравлениях.
Обучающиеся приобрели навыки первичного осмотра пациента и диагностики неотложных состояний, освоили алгоритмы оказания помощи и особенности транспортировки пострадавших. Обучение происходило на фантомах, манекенах и симуляторах. Для увеличения реалистичности тренингов использовались клинические сценарии. В ходе освоения программы студенты отрабатывали навыки коммуникации и командной работы.
Результаты
Данная программа была реализована в Центре им. В.А. Алмазова в 2018/19 учебном году.
По итогам обучения две лучшие команды студентов первого курса лечебного факультета приняли участие во Всероссийских соревнованиях по оказанию первой помощи, действиям в чрезвычайных ситуациях и аварийно-спасательным работам «Большой симулятор-2019», проходивших в рамках II Всероссийского конгресса с международным участием «Актуальные вопросы медицины критических состояний».
В ходе анкетирования студенты отмечали высокую востребованность данной программы и проявляли заинтересованность в ее освоении.
Выводы
Обучение студентов первого курса лечебного факультета практическим навыкам оказания первой помощи с использованием симуляционных технологий формирует не только готовность обучающихся оказать первую помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью человека, но и умение работать в команде, быстро принимать решения, чувство ответственности, осознание миссии врача и повышает мотивацию к дальнейшему обучению.
Евгений Рипп