Автор(ы): Акполатова Г.М., Жумадилов Д.Ш., Куаныш Д.А.
Город: Астана, Казахстан
Учреждение: НАО "МУА" (Некоммерческое акционерное общество Медицинский Университет Астана)
Актуальность
Проблема качественной подготовки медицинских кадров является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для системы высшего образования. В современных условиях приоритетным направлением подготовки студентов медицинских вузов считается акцент на овладение практическими навыками. С этой целью в системе медицинского образования развитых стран применяются симуляционные методы обучения, что позволяет повысить уровень владения медицинскими работниками практическими навыками без угрозы жизни и здоровью пациентов. Однако, единый подход к организации и содержанию деятельности симуляционных центров отсутствует. Кроме того, развитие симуляционных методов обучения идет быстрыми темпами, в связи с чем необходима постоянное совершенствование деятельности симуляционных центров на основе передового опыта.
Цель
Изучить роль симуляционных центров в подготовке медицинских кадров.
Материалы и методы
Анализ деятельности учебно-клинического центра медицинского университета Астаны, а также анализ источников литературы по проблеме исследования.
Результаты
Центр осуществляет работу по отработке практических навыков студентами, а также врачами в рамках последипломного образования на манекенах и виртуальных тренажерах. Основными его задачами являются:
1. Формирование навыков самостоятельного обучения студентов и реализации принципа обучения практических навыков.
2. Организация и внедрение интегрированного обучения клиническим навыкам, используя манекены, модели, муляжи, автоматизированные виртуальные модели, интерактивные обучающие компьютерные программы, аудио-видео материалы, а также стандартизированных пациентов.
3. Организация и проведение объективного структурированного клинического экзамена.
4. Содействие повышению качества клинической подготовки специалистов, повышение квалификации профессорского-преподовательского состава в области преподавания клинических навыков и др.
В учебном процессе УКЦ применяется различные высокореалистичные робот-манекены, такие как: SimMom, SimMan, SimNewBaby, PediaSim, Istan, K+, новорожденный Hall, Harvei, LapMentor, LapSim и др.
В настоящее время, помимо укрепления материально-технической базы УКЦ, основными перспективными направлениями его деятельности является разработка новых и оптимизация уже имеющихся клинических сценариев по различным дисциплинам, а также совершенствование методов оценки знаний, умений и навыков.
Обсуждение
К преимуществам симуляционного вида обучения можно отнести, прежде всего, возможность отработки практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, без риска для пациента. Кроме того, в рамках симуляционного обучения с применением модели стандартизированного пациента создаются уникальные условия для развития коммуникативных навыков студентов на основе индивидуального подхода.
Особенно эффективно симуляционное обучение в подготовке будущих врачей, поскольку работа на тренажере способствует автоматизации стандартных движений во время той или иной операции (манипуляции), что позволяет постепенно совершенствовать все более сложные практические навыки.
Важным разделом симуляционного обучения является отработка навыков оказания неотложной помощи пациентам в критических состояниях. Содержание обучения в подобных центрах должно быть нацелено как на освоение отдельных навыков, так и на отработку функционирования в междисциплинарной команде, включая совершенствование норм профессиональной этики и деонтологии.
Выводы
Симуляционное обучение является весьма эффективным подходом к повышению качества подготовки будущих врачей. Однако, оно должно не заменять клиническое, а дополнять его. Только в этом случае можно достигнуть оптимального результата.
Жанара Дулатова