СИМУЛЯТОРЫ СОБСТВЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧЕЙ ТРАВМАТОЛОГОВ-ОРТОПЕДОВ

Автор(ы): Солдатов Ю.П.

Город: Курган

Учреждение: ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России

Актуальность

Первостепенной профессиональной задачей кафедр медицинских вузов, учебных отделов научно-исследовательских институтов является улучшение качества подготовки и переподготовки врачей. По заключению Ю.В. Пахомовой и Н.Б. Захаровой (2013), внедрение в учебный процесс подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинского образования обучающих симуляционных курсов будет способствовать снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению. Поэтому включение в программы послевузовского образования обучающих тренингов с применением симуляторов, алгоритмического подхода и электронных обучающих программ является целесообразным при подготовке врачей.
В РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова разработан обучающий симулятор и тренинг для реализации компетенции по лечению больных методом чрескостного остесинтеза.

Цель

Цель: определить эффективность применения разработанного симулятора «Аппарат Илизарова - кость» для обучения врачей травматологов-ортопедов методу чрескостного остеосинтеза

Материалы и методы

История применения метода лечения ортопедо-травматологических больных по Илизарову насчитывает более 65 лет. Для более широкого его внедрения в клиническую практику и повышения качества лечения больных академик Г.А. Илизаров на базе Курганского НИИ экспериментальной и клинической травматологии и ортопедии в 1979 г. основал кафедру усовершенствования врачей. За 40 лет на кафедре было подготовлено более 10 000 отечественных и зарубежных специалистов.
В РНЦ «ВТО» им. академика Г.А. Илизарова для обучения специалистов методу чрескостного остеосинтеза был разработан и внедрен в учебный процесс обучающий тренинг, применение которого в последующем обуславливает в практической деятельности врача снижение количества профессиональных ошибок, способствует существенному улучшению качество диагностики и лечения.
Для обучения используется разработанный в Центре симуляционный комплекс «Аппарат Илизарова - кость», который включает комплект деталей и узлов аппарата Илизарова, набор синтетических костей, электронные учебные программы.
С помощью данного комплекса обучающиеся врачи травматологи – ортопеды осуществляют последовательное выполнение конкретной методики чрескостного остеосинтеза. Первым этапом является изучение методики по электронному 3D учебнику, где демонстрируются последовательный монтаж аппарата Илизарова, выполнение остеотомии и управление аппаратом. Затем данную методику выполняют на симуляционном комплексе.

Результаты

Результат оценивается методом сопоставления смонтированной компоновки аппарата Илизарова с предлагаемой в приложении электронного учебника. В случаях выявления неточностей, ошибок выполнения методики проводится последовательный разбор ситуации с преподавателем.
Обучающие тренинги с применением алгоритмического подхода и электронных обучающих программ по данным анкетирования позволили сократить ошибки и осложнения при выполнении чрескостного остеосинтеза в 2-3 раза. Также отмечается повышение эффективности лечения больных с патологией опорно-двигательной системы.

Выводы

Таким образом, применение разработанного симулятора «Аппарат Илизарова - кость» для обучения врачей методу чрескостного остеосинтеза является эффективным и перспективным способом повышения качества непрерывного медицинского образования.

Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
Юрий Солдатов