Обучение врачей-оториноларингологов и оценка практических навыков при получении врачебных категорий

Автор(ы): Крюков А.И., Логвинов Ю.И., Кунельская Н.Л., Туровский А.Б., Колбанова И.Г.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Актуальность

Развитие медицинской техники и оснащение этой техникой поликлиник, клинико-диагностических центров, стационаров опередило систему подготовки специалистов высокого уровня, способных оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь с использование дорогостоящего оборудования. Работа на таком оборудовании предполагает несколько другой уровень знаний и, конечно же, умений. В связи с чем, время внесло свою корректировку в систему образования и соответственно в систему оценки готовности специалистов, во-первых правильно работать на новейшем оборудовании и во-вторых грамотно интерпретировать полученные результаты. Изменения в подготовке врачей-оториноларингологов связаны с внедрение симуляционных технологий в их обучение.

Материалы и методы

Разработанные в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы программы для врачей-оториноларингологов в настоящее время не имеют аналогов. По одной из программ «Основы диагностической эндоскопической оториноларингологии. Базовый курс» проведен анализ результатов за три последних года обучения. Обучающимся предоставляется возможность отработать на тренажерах и симуляторах навыки, предусмотренные программой, под контролем практикующих высококвалифицированных специалистов-педагогов. По окончании курса проводиться экспертная оценка всех практических навыков.

Результаты

После окончания курса обучающийся получает билет, в котором имеется 10 заданий, и оценочный лист для выставления оценок за каждое задание.
Структура билета:
1. Техника проведения эндоскопического исследования нижнего носового хода, среднего носового хода, сфеноэтмоидального кармана, носоглотки.
2. Техника проведения местной аппликационной анестезии нижнего носового хода, среднего носового хода. Общего носового хода под контролем эндоскопа.
3. Техника проведения местной инфильтрационной анестезии в значимые структуры полости носа с помощью длинной инъекционной игла под контролем эндоскопа.
4. Проведение диагностической отоскопии.
5. Техника проведения эндоскопического удаления серной пробки из наружного слухового прохода.
6. Техника проведения эндоскопического удаления инородного тела из наружного слухового прохода.
7. Диагностирование заболеваний гортани по ларингоскопической картине.
8. Диагностирование заболеваний гортани по видеоэндоскопической картине.
9. Техника проведения коникотомии.
10. Техника проведения удаления и установка трахеостомической трубки.
Оценка осуществляется по каждому навыку, которая вноситься в лист экспертной оценки (check-card) и заполняется на каждого обучающегося. По результатам выполнения данного навыка в оценочном листе фиксируются баллы: 0 - не выполнен, 0,5 - выполнен частично, 1 - выполнен правильно. Оценивается правильная последовательность выполнения навыка. По сумме баллов выставляется оценка.
Данная методика с 2016 года внесена в систему проведения аттестационных мероприятий врачей-оториноларингологов для присвоения квалификационной категории.

Выводы

За три последних года по данной программе обучено 229 врачей. Аттестовано по специальности «Оториноларингология» - 227 врачей, из них высшая категория присуждена – 189 чел., первая категория- 25 чел., вторая категория – 13 чел.
Комплексная оценка навыков повышает подготовленность врачей-оториноларингологов к практической работе в условиях модернизации здравоохранения.

АВТОРЫ:
Крюков А.И.(1,2), Логвинов Ю.И.(3), Кунельская Н.Л.(1), Туровский А.Б.(1), Колбанова И.Г.(1)
1. ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И.
Свержевского» ДЗМ (директор – Засл. деятель науки РФ, проф. А.И. Крюков), г. Москва
2. ГБУЗ Кафедра оториноларингологии им. академика Б.С.Преображенского лечебного
факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ России (зав. кафедрой – Засл.деятель науки РФ, проф. А.И. Крюков) г. Москва
3. Учебный центр для медицинских работников - Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы, г. Москва

Тема: ЛОР-болезни
Георгий Ющенко