Симуляционное обучение в подготовке младшего медицинского персонала

Автор(ы): Кузнецова В.В., Кощеева Н.А., Маркитан Л.В.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ЧОУ ДПО "Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева"

Актуальность

После утверждения в 2016 году профессионального стандарта для младшего медицинского персонала, в котором в качестве основной цели профессиональной деятельности обозначено создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации, возникла острая необходимость подготовки кадров, соответствующих, заявленным в профстандарте требованиям. Санитары – лица, обеспечивающие санитарно-гигиеническую чистоту помещений и сопровождающие пациентов в течение всего времени их пребывания на территории медицинского учреждения. Однако требования к соискателям данной должности не отличаются повышенными критериями в виду очень слабой экономической составляющей привлекательности данного рода деятельности. В связи с этим в эту профессию попадают люди преимущественно от «безысходности», а не по призванию. В Академии медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева разработана образовательная программа, которая позволяет слушателям со средним общим образованием, в максимально сжатые сроки приобрести навыки новой профессии и определиться с дальнейшим профориентированием и самоопределением. Важным преимуществом этой программы являются технологии симуляционного обучения. Для большинства слушателей, полученные документы об образовании, являются первыми после школьного аттестата, и для многих это оказывается серьезным стимулом для дальнейшего профессионального развития.

Результаты

Образовательная программа трудоемкостью 250 академических часов ориентирована на очень широкий контингент обучающихся: это и лица уже, работающие санитарами, и волонтеры и призывники, желающие пройти альтернативную гражданскую службу и др.
Основные обучающие симуляционные курсы программы:
 безопасная транспортировка и перемещение пациента с использованием здоровьесберегающих технологий (принципов эргономики);
 средства и предметы медицинского назначения при санитарной обработке помещений и гигиеническом уходе за пациентом, обращение с медицинскими отходами;
 обработка рук медицинского персонала и средства индивидуальной защиты;
 первая помощь при угрожающих жизни состояниях;
 базовая сердечно-легочная реанимация;
 преодоление конфликтов и синдрома профессионального выгорания.

За период с 2017 по 2019 года прошли обучение 403 слушателя. Из них 251 из медицинских организаций города Санкт-Петербурга, 103 – из медицинских организаций Ленинградской области, 49 слушателей не имели постоянного трудоустройства на момент обучения. Итоговую аттестацию, которая включала тестирование, демонстрацию мануальных навыков и собеседование, на «отлично» прошли – 133 слушателя, «хорошо» – 134 и «удовлетворительно» – 136 слушателя. Удовлетворенность процессом обучения по данным анкетирования составила 90%. Результаты опроса показали, что полученные знания и умения помогут, прежде всего, оптимизировать свою профессиональную деятельность, в том числе в области инфекционной безопасности, а также минимизировать истощение эмоционально-энергических ресурсов.

Тема: Сестринское дело, уход
Людмила Маркитан