Опыт использования стандартных сервисов Google при планировании деятельности симуляционно-тренингового аккредитационного центра

Автор(ы): Сухарев Д.А., Павловский Е.Б., Мутаиров Ш.И.

Город: Сургут

Учреждение: бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный университет"

Актуальность

Актуальность проблемы определяется повышением требований к учебному процессу, планированию работы учащихся в условиях ресурсных ограничений, накладываемых имеющейся материально-технической базой, так и нормами рабочего времени. В связи с этим задача ручного составления расписания и обработки заявок заметно усложняется. Выходом из сложившейся ситуации является автоматизация процесса создания учебного расписания и обработки заявок.

Цель

Повысить эффективность образовательного процесса, реализуемого в рамках подготовки студентов, ординаторов, слушателей курсов профессиональной переподготовки с применением симуляционных технологий, на основе автоматизации формирования расписания занятий в симуляционно-тренинговом аккредитационном центре без увеличения финансовых затрат..

Материалы и методы

В самом общем виде задача составления электронного расписания представляет собой распределение заданного конечного набора событий во времени и по имеющимся ресурсам. Обязательным условием является необходимость учета ограниченности ресурсов и иных возможных ограничений.
Перечень данных необходимых для формирования расписания можно разделить на 3 основные группы:
- исходные данные: заявки преподавателей, обучающихся, график работы образовательной организации;
- ресурсы: симуляционное, медицинское и иное вспомогательное оборудование, расходные материалы, набор помещений для проведения занятий;
- ограничения: вместимость помещений для проведения тренингов, количество тренажеров, манекенов, расходных материалов и др..
Стандартные сервисы Google, включая Google Forms, Google Apps Script, Google Sheets, Google Calendar и Google Mail позволили реализовать основные методики формирования электронного расписания занятий включая:
- метод имитационного моделирования, при котором алгоритм основанный на эвристических правилах выбора очередного занятия из списка, определения наилучшей для него позиции в расписании и оценке полученного расписания.имитирует действия диспетчера позволяет автоматизировать процесс обработки заявок и оптимизировать само расписание;
- метод логического программирования в ограничениях, рассматривающий составление расписания, как задачу удовлетворения ограничений, что позволяет избежать появления конфликтов в расписании;
Выбор стандартных сервисов Google для решения поставленной задачи обусловлен тем, что их использование не сопряжено с дополнительными финансовыми вложениями и требуют от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения.

Результаты

В результате подготовительных мероприятий, после определения тематики тренингов, формирования базы данных учебно-лабораторного и медицинского оборудования в январе 2019 года преподаватели, обучающиеся получили возможность, после перехода по прямой ссылке или QR - коду, заполнить заявку на проведение занятий в браузере через интернет форму, в которой указывается информация о заявителе и занятии (дата, время, тренажеры, расходные материалы).
Внедрение электронной записи с использованием стандартных, бесплатных сервисов Google за 6 месяцев использования позволили не только формировать расписание групповых и индивидуальных занятий, но и обеспечить мониторинг использования симуляционного оборудования, а также длительности тренингов и оперативное взаимодействие с пользователями.

Обсуждение

Благодаря использованию электронных сервисов любая отправленная заявка проверяется приложением, написанным на языке сценариев Google Apps Script. Если заявка удовлетворяет всем требованиям, то она принимается. В противном случае она отклоняется и заявителю на электронную почту приходит уведомление с предложением записаться на другое время.
Все заявки, успешно прошедшие проверку, добавляются в электронный журнал (Google Sheets) и календарь (Google Calendar) занятий.
Полученная система обладает следующим функционалом:
1. Возможность формирования индивидуальных или коллективных заявок на проведение занятий;
2. Обработка поступающих заявок и контроль конфликтов по пересекающимся ресурсам;
3. Автоматическая отправка уведомлений об утверждении или отклонении заявки заявителям;
4. Журнал заявок с различными вариантами поиска, сортировок, фильтров;
5. Организация менеджмента центра.

Выводы

Использование бесплатных сервисов Google позволило за 1,5 месяца без финансовых затрат благодаря системе автоматизированной обработки заявок обеспечить формирование электронной формы расписания занятий с использованием симуляционных технологий которое позволяет ведение мониторинга тематики и продолжительности симуляционных тренингов в режиме on-line.
Несмотря на то что в весеннем семестре 2019 года электронная форма расписания была дополнением к традиционному способу планирования занятий в симуляционно-тренинговом аккредитационном центре, за 6 месяцев она получила высокую оценку как со стороны обучающихся, которые записывались на занятия для самоподготовки перед прохождением государственной итоговой аттестации и аккредитации, так и со стороны преподавателей, проводящих групповые занятия в соответствии с календарно-тематическими планами.
Всего за 116 рабочих дней было обработано более 500 заявок обучающихся и 120 заявок от преподавателей, длительность занятий составила от 2 до 4 академических часов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Дмитрий Сухарев