Автор(ы): Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.
Актуальность
Симуляционные технологии в настоящее время широко используются в ходе подготовки студентов медицинских вузов, врачей различных специальностей. Наряду с этим симуляционная подготовка внедряется в обучение так называемых «парамедиков»: работников МЧС, полиции, других категорий граждан, данная подготовка используется в ходе обучения водителей. Вместе с тем, в обществе существуют категории населения, сталкивающиеся с неотложными ситуациями, но не имеющие навыков их решения.
Цель
Определить группы населения и тематику тренингов, которые могут быть использованы для обучения навыкам неотложной помощи.
Материалы и методы
Для выявления заинтересованных групп в симуляционном центре СПбГПМУ проводились ознакомительные занятия с использованием симуляционных технологий в рамках различных мероприятий социальной направленности. Использовалось оповещение населения с помощью социальных сетей, библиотечной сети. Тематика тренингов частично предлагалась преподавателем, частично – избиралась по запросу обучающихся.
Результаты
Наиболее заинтересованными в овладении навыками неотложной помощи оказались матери детей младшего возраста (чаще имеющие первого ребенка). Высокая степень ответственности за жизнь и здоровье своего ребенка служили мотивацией к получению новых знаний и умений. Занятия охватывали наиболее часто встречающиеся темы: раны, травмы, кровотечения, острые аллергические заболевания, острый ларинготрахеит, инородные тела гортани, основы сердечно-легочной реанимации. Большой интерес проявили люди пенсионного возраста, имеющие целый ряд заболеваний, которые могут осложниться неотложными жизнеугрожающими состояниями. Тематика занятий в этой группе была следующей: гипертонический криз, боль в сердце, основы сердечно-легочной реанимации, острые аллергические заболевания, раны, травмы, кровотечения, судороги. После проведения тренингов получены положительные отзывы в обеих группах с пожеланием проводить симуляционные тренинги регулярно для широкого круга лиц.
Выводы
Методики симуляционного обучения населения навыкам неотложной помощи вызывают интерес и желание участвовать в тренингах ряда социальных групп.
Проблемными являются юридические аспекты обучения лиц без медицинского образования в медицинских ВУЗах, а также отсутствие финансовой поддержки для проведения таких социальных проектов.
Олег Лисовский