Автор(ы): Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В.
Город: Белгород
Учреждение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Актуальность
Требования к системе здравоохранения Российской Федерации на современном этапе развития общества предполагают подготовку медицинских кадров, обладающих не только клиническим мышлением, но и навыками квалифицированных действий, необходимых для оказания медицинской помощи. Внедрение практики симуляционного обучения для повышения качества образования требует решения ряда новых вопросов, касающихся использования тьюторства, методик самообучения и взаимообучения, возможности использования дистанционного обучения, интернет-технологий, а также удобства для доклинической практикориентированной подготовки Станций и графика работы симуляционного центра.
Цель
Целью настоящей работы явилось выявление проблем, связанных с доклинической практикориентированной подготовкой выпускников медицинского института и определение путей их решения.
Материалы и методы
Для реализации поставленной цели были проанализированы анкеты 140 аккредитуемых (в 2018 году). В анкету входили вопросы, позволяющие определить не только их позицию по отношению к проведению второго этапа аккредитации, но и к внедрению симуляционного обучения, удобства использования симуляционного центра, также предпочтения выбора времени и метода проведения занятий. Кроме того, по результатам анкетирования выпускники были разделены на 2 группы: в Группу I (n=70) вошли лица, ответившие положительно на вопрос «Готовы ли Вы к самостоятельной врачебной практике?», в Группу II (n=70) – давшие отрицательный ответ на указанный вопрос.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ «Statgraphics Сenturion». Для оценки достоверности различий применяли метод углового преобразования Фишера.
Результаты
На выполнение практических навыков во время аккредитации у большинства выпускников не влияло присутствие комиссии (у 84,2%) или наличие видеофиксации (у 65%).
Примечательно, что 43,6% анкетируемых испытывали давление ограничения по времени пребывания на станции; 88,6% опасались не вспомнить последовательность действий при выполнении какого-либо задания, но при этом только 8,6% выпускников хотелось воспользоваться «шпаргалками».
По мнению большинства (66,8 %) выпускников, навыки, связанные с проведением манипуляций, давались им труднее, чем с опросом, или подготовкой рабочего места.
При подготовке к аккредитации почти половина опрошенных (45,7%) использовала дополнительные современные источники информации (в том числе интернет).
Целесообразным отработку практических навыков в центре симуляционного обучения считает 95% опрошенных, 77,1% анкетируемых считает, что учебное расписание должно предусматривать обязательные часы для отработки практических навыков в Центре симуляционного обучения, при этом 64,3% готовы заниматься в Центре симуляционного обучения по субботним дням, а 42,1 % - высказали пожелание продления его работы до 20 часов вечера. Установлено, что 77,9% выпускников считало, что достаточно провели времени на тренировках, при этом 77,1% было легче отрабатывать практические навыки под руководством тьюторов, чем преподавателей. Обращал на себя внимание тот факт, что половина (50,0%) опрошенных считала, что для закрепления практического навыка необходимо менее 10 его повторений.
Несмотря на высокий уровень оценки практических навыков, на вопрос «Готовы ли Вы к самостоятельной врачебной практике?» положительный ответ дали только половина выпускников. Анкетируемые из группы I по сравнению с опрошенными из группы II чаще имели опыт работы в лечебно-профилактических учреждениях (54,3% и 38,5% соответственно, Pφ < 0,05), считали целесообразным отрабатывать практические навыки с преподавателями, и только потом с тьюторами (24,3% и 4,3% соответственно, Pφ < 0,05), во время аккредитации им добавляло уверенности в себе успешное, на их взгляд, прохождение предыдущей станции (92,9% и 82,9% соответственно, Pφ < 0,05).
Обсуждение
Процесс формирования практических навыков находится под влиянием ряда социальных, психологических и педагогических факторов, которые важно учитывать при подготовке выпускников медицинских институтов и ординаторов ко второму этапу первичной и первичной специализированной аккредитации для допуска к работе в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 25.02.2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образовании и подлежащих аккредитации специалистов». Одним из перспективных направлений совершенствования практических навыков и повышения психологической готовности к самостоятельной работе можно считать тьюторское движение. Его развитие позволяет привлечь всех студентов, заинтересованных в получении профессиональных навыков, не ограничивает количество тренировок, обеспечивает контроль качества профессиональных компетенций. Кроме того, публичная демонстрация своих компетенций придает уверенность и психологическую готовность к самостоятельной клинической практике. При этом к работе в качестве тьюторов необходимо дополнительно привлекать специалистов практического здравоохранения.
Выводы
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что при организации учебного процесса одновременно с формированием клинического мышления и практических навыков, следует уделять внимание вопросам психологической готовности выпускников к самостоятельной врачебной практике. Результаты исследования подчеркивают положительное влияние на готовность к самостоятельной врачебной практике обучения под руководством тьюторов-специалистов практического здравоохранения и совмещения учебы и работы в лечебных учреждениях в качестве среднего медицинского персонала.
Татьяна Начетова