Автор(ы): Сопетик В.С., Доготарь О.А., Луспаронян Г.А., Джопуа И.Д., Тания Р.В.
Город: Москва
Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского университета дружбы народов
Актуальность
Внедрение симуляционного обучения позволяет сделать современное медицинское образование более эффективным. В настоящее время при подготовке студентов медицинских вузов к производственной практике уже не встает вопрос о необходимости использования симуляционных технологий. Тем не менее, до сих пор обсуждается, как оптимизировать процесс обучения, чтобы повысить эффективность освоения и обеспечить длительное сохранение приобретенных навыков.
Материалы и методы
Целью данной работы было оценить эффективность обучения сетринским навыкам с использованием симуляционных технологий студентов младших курсов, обучающихся по специальности «лечебное дело». 94 студента 2-го курса Медицинского института РУДН составили группу наблюдения. Исследование включало следующие этапы: 1 - входной контроль базовых сестринских навыков (катетеризация мочевого пузыря у мужчин (КМ), катетеризация мочевого пузыря у женщин (КЖ), промывание желудка тонким зондом (ПЖ), постановка очистительной клизмы (Кл)); 2 – пошаговый разбор, демонстрация и отработка практических навыков на симуляторах для ухода за больными (студенты были разделены на 3 группы с разным количеством обучающихся и повторов отрабатывания навыков (1, 2, 3 раза)), 3 - итоговый контроль практических навыков. Эффективность обучения оценивалась по шкале оценки практических навыков (max – 100 баллов) во время итогового испытания. Через 7 месяцев повторно проводился итоговый контроль (без предварительного тренинга).Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0.
Результаты
В ходе исследования было выявлено достоверное улучшение освоения вышеуказанных навыков (p=0,001): средний балл в общей группе наблюдения на входном контроле составил – 33,4; итоговом контроле – 90,2. Результаты итогового контроля в общей группе были сопоставимо успешны независимо от сдаваемого навыка: средние баллы при КМ – 98, КЖ – 86, ПЖ – 91, Кл – 89. Не выявлено достоверных отличий по результатам итогового контроля в группах в зависимости от количества повторов (r=0,02, p=0,8) и количества обучающихся в подгруппе (r=0,1, p=0,1): I группа (n=40, 1 повтор, подгруппы по 5-7 чел.) - 92,6 баллов, II группа (n=29, 2 повтора, подгруппы по 3 чел.) - 89,4 балла, III группа (n=25, 3 повтора, подгруппы по 4 чел.) – 91 балл.
Повторный итоговый контроль спустя 7 месяцев показал эффективность проводимого обучения: средний балл в общей группе (n=94) составил 75,6. Данная тенденция сохранялась во всех группах: I группа - 79,2 балла, II группа - 70,7 баллов, III группа - 75,5 баллов. По результатам итогового контроля через 7 месяцев выявлены статистически значимые различия в группах в зависимости от сдаваемого навыка (р=0,001): показатели успеваемости самые высокие по КМ (81,3 балла), самые низкие – по КЖ (70,4 балла).
Выводы
Работа в малых группах (по 3-7 человек) при использовании симуляционных технологий способствует успешному овладению (включая отдаленный период – 7 мес.) и одинаково эффективна при малом количестве (1-3) повторов при отрабатывании сестринских навыков.
Олеся Доготарь