Автор(ы): Павлов А.В., Иванова И.В., Жбанников П.С., Шпынова С.Ю., Бараева А.Н., Фрянцева Т.В., Павлючков А.П., Шутов А.С.
Город: Ярославль
Учреждение: ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России
Актуальность
В последние годы особую актуальность представляют разработки, направленные на внедрение технологий симуляционного обучения в традиционно «теоретические» отрасли медицинских знаний, в первую очередь в сферу организации здравоохранения. В условиях реформирования системы организации медицинской помощи населению в соответствии с принципами «бережливого производства» образовательные программы, дающие возможность отработать навыки управления типовыми процессами в искусственно воссозданной среде условной медицинской организации приобретают особое значение.
Материалы и методы
Образовательный проект «Фабрика процессов ПоLEANклиника» направлен на интерактивное изучение методов и принципов бережливого производства и предполагает полное погружение обучающихся в типовой процесс «Проведение медицинского осмотра в условиях медицинской организации» с целью выявления, минимизации, прогнозирования и профилактики производственных потерь с конечной задачей, состоящей в повышении эффективности деятельности условной медицинской организации. Основными инструментами, применяемыми для решения поставленных задач на «Фабрике процессов», являются:
• система SQDCM, направленная на оценку показателей безопасности, качества, производительности, стоимости и удовлетворенности условных производителей и потребителей медицинской услуги;
• система 5С, позволяющая достичь рациональной организации рабочего окружения и, как следствие устранить потери, повысить качество, безопасность и эффективность медицинской помощи;
• определение видов потерь и использование методов их устранения;
• картирование, позволяющее визуализировать процесс, выявлять проблемы, и принимать правильные управленческие решения.
В процессе обучения слушатели под руководством тренеров-преподавателей выполняют роли медицинских специалистов и пациентов – участников типового медицинского осмотра, оценивают текущее состояние процесса, сравнивают с целевыми точками, определяют проблемы и пытаются найти решения, направленные на их устранение с последующей оценкой эффективности. В зависимости от уровня базовой подготовки участников по вопросам бережливого производства проводится от 2 до 3 раундов: в ходе первого раунда «медицинские специалисты» и «пациенты» воссоздают процесс медицинского осмотра в исходных условиях (действия производятся в строгом соответствии с заранее выданными инструкциями), 2-й и 3-й раунды проводятся после дебрифинга и внедрения предложенных участниками улучшений.
Результаты
На этапе разработки и апробации проекта обучение по программе симуляционного модуля «Фабрика процессов ПоLEANклиника» прошли сотрудники профильных кафедр университета, обучающиеся по программам ординатуры, врачи и представители администрации поликлиник г. Ярославля. С июня 2017 года симуляционный образовательный модуль «Фабрика процессов ПоLEANклиника» включен в структуру программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На основе модуля был создан цикл повышения квалификации «Бережливый менеджмент в здравоохранении», который с успехом реализуется при обучении руководителей и сотрудников медицинских организаций, образовательных организаций медицинского профиля и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В структуру цикла повышения квалификации также включены лекционный курс по основам lean-менеджмента в здравоохранении и посещение поликлиник г. Ярославля, прошедших все этапы проекта по созданию бережливых поликлиник-образцов.
Обсуждение
Особенности реализации проекта неоднократно обсуждались на разных уровнях с участием руководителей регионального здравоохранения, представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В ходе обсуждения была отмечена перспективность развития выбранного направления. Особое значение приобретает максимальная приближенность участников образовательного процесса к реальным условиям деятельности, пошаговое прохождение обучающимся всех этапов процесса с совершением ошибок, выбором способов их исключения, улучшения своей деятельности, управления процессом для повышения его результативности и эффективности. Освоение образовательного модуля способствует развитию и совершенствованию следующих профессиональных компетенций:
• готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу,
• готовность к управлению коллективом медицинской организации,
• готовность использовать знания по организации рациональной деятельности медицинских организаций в зависимости от профиля и вида оказываемой ею медицинской помощи, рационального лекарственного обеспечения, медицинской помощи детям, диспансеризации населения;
• готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
Выводы
Приобретенный опыт разработки и реализации симуляционного образовательного модуля «Фабрика процессов ПоLEANклиника» позволяет сделать однозначное заключение о значительных перспективах развития симуляционного обучения в структуре образовательных программ, направленных на формирование профессиональных компетенций в сфере организации здравоохранения.
Инна Иванова