Симуляционное обучение медицинских кадров как важный этап НМО

Автор(ы): Панова И.А., Малышкина А.И., Рокотянская Е.А., Сытова Л.А., Салахова Л.М.

Город: Иваново

Учреждение: Ивановский НИИ МиД им. В.Н.Городкова

Актуальность

Современное медицинское последипломное обучение в России претерпевает существенные изменения. В настоящее время широко внедряется система непрерывного медицинского образования (НМО) - процесс, при котором медицинские работники будут обучаться постоянно, обновлять свои знания и совершенствовать практические навыки. В формирующейся системе НМО значительная роль отводится симуляционному обучению - образовательной методике технологии оказания медицинской помощи, основанной на приобретении практических навыков при помощи реалистичных манекенов, роботов-симуляторов, тренажеров. Симуляционное обучение - неотъемлемый и крайне важный этап НМО. Наша кафедра на базе симуляционно-тренингового центра проводит циклы повышения квалификации с очным обучением в рамках НМО по разным специальностям: «Экстренная помощь при неотложных состояниях в акушерстве» (акушерство и гинекология, 36 часов), «Экстренные и неотложные состояния в акушерстве» (анестезиология и реаниматология, 36 часов), «Первичная реанимация новорожденных» (неонатология, 36 часов) и другие. Применение симуляционных технологий в медицинском образовании призвано повысить качество обучения практикующих врачей. Оценка эффективности использования симуляции в последипломном образовании врачей акушеров-гинекологов на примере отработка навыка оказания помощи при дистоции плечиков стала целью нашего исследования.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 50 врачей акушеров-гинекологов, прошедших обучение на цикле «Экстренная помощь при неотложных состояниях в акушерстве» на базе симуляционно-тренингового центра кафедры акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ив НИИ МиД имени В.Н.Городкова» Минздрава России. Средний возраст обучающихся составил 36,6±0,8 лет. Средний стаж работы в должности врача акушера-гинеколога – 14,5±0,6 лет. Одним из практических навыков, освоенных во время цикла, был алгоритм оказания помощи при дистоции плечиков. Качество выполнения манипуляции оценивалось до и после обучения с помощью оценочного листа, разработанного на кафедре. Статистический анализ осуществлялся в пакете лицензионных программ «Exel 2007»; достоверность различий между показателями оценивалась с использованием t-критерия (уровень значимости р<0,05 считался достоверным).

Результаты

В учебный план цикла «Экстренная помощь при неотложных состояниях в акушерстве» входит отработка ряда практических навыков: наложение акушерских щипцов, операция вакуум-экстракции плода, сердечно-легочная реанимация беременной женщины, первичная реанимация новорожденных, отработка алгоритма оказания помощи при дистоции плечиков. Дистоция плечиков – это достаточно редкая и крайне опасная ситуация в акушерстве, при которой необходимо действовать очень четко, грамотно и последовательно. Для того, чтобы квалифицированно оказать помощь при данном неотложном состоянии, нужна отработка манипуляции на роботе-симуляторе, согласно алгоритму. При этом главным будет то, что необходимый практический навык приобретается без вреда здоровью пациента при сохранении реалистичности. Структура занятия включает короткую теоретическую часть в виде презентации, демонстрацию навыка преподавателем и отработку алгоритма каждым обучающимся на компьютерной беспроводной системе симуляции родов Noelle. Качество выполнения оценивается при помощи структурированного оценочного листа, разработанного на кафедре. Преподаватель, наблюдающий за действиями обучающегося, выставляет баллы – от 0 до 2, в зависимости от правильности выполнения отдельного этапа манипуляции (максимальное количество - 20 баллов). Среднее количество баллов до обучения составило 13,9±1,7, что соответствовало оценке «удовлетворительно»; после освоения данной манипуляции в ходе практических занятий отмечалось достоверное повышение количества набранных баллов до 19,2±1,7 - оценка «отлично» - (р=0,001). Большинство врачей, принимавших участие в исследовании, никогда в своей практике не оказывали помощь при дистоции плечиков, видимо с этим связан низкий исходный уровень выполнения данного навыка.

Выводы

Анализ эффективности применения симуляции в последипломном образовании врачей акушеров-гинекологов показал, что качество овладения практическими навыками обучающимися достоверно улучшается. Таким образом, использование симуляционных технологий в системе НМО должно значительно повысить уровень практической подготовки специалистов и качество медицинской помощи в целом. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об обязательном включении в индивидуальные пятилетние циклы НМО дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с очным симуляционным обучением.

Тема: Организационные вопросы НПР
Елена Рокотянская