Автор(ы): Логвинов Ю.И., Орловская А.И.
Город: Москва
Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы
Актуальность
Одной из оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода в системе непрерывного медицинского образования, является технология портфолио. Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных профессиональных достижений специалиста. По окончании последней сертификации специалист практического здравоохранения включается в систему непрерывного профессионального образования и в течение последующих пяти лет формирует образовательное и профессиональное портфолио. Применение портфолио позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности, проводить анализ значимых результатов в профессиональном и личностном становлении медицинского работника.
Материалы и методы
Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016г. N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», портфолио представляет собой документ или пакет документов, отражающих образовательный уровень и уровень профессиональной деятельности лица, позволяющий аккредитационной комиссии объективно оценить образовательную активность и эффективность практической деятельности медицинского работника, оценить индивидуальные особенности учебной траектории аккредитуемого и его профессионально-медицинский уровень.
Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в системе зачетных единиц (ЗЕТ) или кредитов: 1 ЗЕТ (кредит) равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального пятилетнего плана обучения по специальности должна составлять не менее 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов.
Профессиональное портфолио представляет своеобразный отчет о профессиональной деятельности, предоставляемый специалистом практического здравоохранения для прохождения повторной аккредитации и может иметь следующую структуру:
1.Титульный лист (название учреждения здравоохранения; адрес, рабочий телефон; фамилия, имя, отчество медработника; специальность).
2.Творческая визитка автора (образование врача, общий трудовой и медицинский стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-медицинское кредо, цели и задачи профессиональной деятельности и др.).
3.Нормативно-правовая и нормативно-регулирующая база деятельности медицинского работника (документы, регламентирующие профессиональную деятельность медицинского работника; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения; программа по самообразованию и др.).
4.Профессионально-медицинская деятельность и ее результативность (отражение динамики результатов деятельности медицинского работника за определенный период):
-авторские материалы (научные статьи, рекомендации для медицинских работников и др.);
-материалы, характеризующие результаты внедрения новых технологий диагностики и лечения и сформированности у них ключевых компетенций по избранной специальности;
-сравнительный анализ деятельности медицинского работника на основании итогов участия в конкурсах, научно-практических конференциях.
5.Научно-методическая деятельность (размещение материалов, свидетельствующих об уровне научно-методической подготовки медицинского работника):
-используемые медицинские технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;
-используемые инновационные средства медицинской диагностики для оценки здоровья пациентов и его результатов;
-проведение исследовательско-экспериментальной работы для повышения профессионального мастерства;
-участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
-участие в инновационных проектах, реализация авторского проекта.
6.Оценка профессиональной деятельности медицинского работника (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности врача):
-документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);
-материалы внутренних и внешних проверок (справки по итогам проверки, приказы, распоряжения);
работы врача, отражающие его профессиональную подготовку и профессиональный уровень развития (наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, статьи, конкурсные работы, фото- и видеоматериалы и др.);
-отзывы членов администрации, коллег об уровне профессиональной деятельности медицинского работника, его авторитетность.
Результаты
Оценка портфолио — документальное подтверждение личных профессиональных достижений, показателей результатов работы медицинского работника, позволит сформировать индивидуальный подход к каждому аккредитуемому специалисту. По результатам оценки портфолио аккредитационная комиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации «сдано» или «не сдано» на основе соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к осуществлению профессиональной деятельности по специальности. Портфолио не может быть экспертировано аккредитационной комиссией в качестве единственной формы доказательства освоения образовательной программы или применения профессиональных компетенций.
Выводы
Процедура повторной аккредитации учитывает участие в НМО и определяется профессиональным обществом по специальности в соответствии с профстандартом. Для успешного прохождения повторной аккредитации медицинским работникам необходимо разработать индивидуальную траекторию самообразования к формированию портфолио, в которое должны быть обязательно включены сведения об индивидуальных профессиональных достижениях - «резюме» с разборами сложных случаев, ошибок, осложнений, фиксацией новых освоенных методик и сведения об освоении программ повышения квалификации и образовательных мероприятий, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков за последние 5 лет.
Анна Карпова