Автор(ы): Есауленко И.Э., Васильева Л. В., Евстратова Е.Ф. , Васильева Е.М., Никитин В.А. , Бурдина Н.С.
Город: Воронеж
Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Актуальность
Доступная и высокопрофессиональная медицинская помощь населению нашей страны определена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598. В свете этого Указа непрерывный процесс приобретения новых знаний и профессиональных навыков в процессе всей своей профессиональной деятельности становится главной составляющей современного врача-специалиста. Применение принципов непрерывного медицинского образования (НМО) , таких, как: использование в обучении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с учетом лучшего опыта в мировой образовательной практике, формирование учебных программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения субъектов Российской Федерации, потребовало совершенствования существующих педагогических технологий и создания новых педагогических форм обучения врачей на кафедре терапии института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко. Углубление и расширение навыков диагностического мышления и практических компетенций у слушателей стало главной составляющей при проведение краткосрочных циклов тематического усовершенствования в рамках системы НМО.
Материалы и методы
Цель исследования. Оценить уровень подготовки слушателей краткосрочного тематического усовершенствования (36 часов, ТУ) после изучения дистанционного модуля «Болевой суставной синдром в терапии». На первом этапе 80 слушателям - врачам первичного звена (терапевты, врачи общей практики, кардиологи, гастроэнтерологи, пульмонологи) перед проведением аудиторной составляющей ТУ, для оценки исходного уровня знаний было предложено ответить на вопросы по теме: «Болевой суставной синдром в терапии» в форме тестовых заданий. Вторым этапом ТУ было изучение слушателями дистанционного модуля по теме «Болевой синдром в терапии». Модуль включал: теоретическую составляющую основ обследования больных с заболеваниями костно-мышечной системы, с подробным алгоритмом применения методов осмотра, пальпации, аускультации у пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с наглядными иллюстрациями и подробными диагностическими пояснениями. После завершения изучения модуля со слушателями было проведено промежуточное тестирование с использованием набора тестов. Завершающий этап ТУ включал теоретическую составляющую, работу в отделении в рамках практических занятий и итоговое собеседование.
Результаты
До изучения дистанционного модуля только 10 слушателей из 80 (12,5%) смогли успешно ответить на вопросы в рамках оценки исходного уровня знаний. После изучения дистанционного модуля 70 слушателей (87,5%) успешно ответили на большинство вопросов тестовых заданий (80%). Результаты итоговой проверки знаний показали, что все 80 слушателей (100%) значительно повысили уровень диагностических знаний и практических компетенций при обследовании пациентов с болевым суставным синдромом. Средний балл итогового собеседования составил 4,5. Все 80 слушателей высоко оценили форму повышения квалификации в системе НМО, в рамках краткосрочного ТУ.
Обсуждение
Дистанционное модульное обучение – это новая педагогическая технология, которая востребована и успешно внедряется в современное медицинское образование. Проведенные исследования убедительно показали эффективность такой формы обучения
Выводы
Дистанционное модульное обучение в рамках непрерывного медицинского образования позволяет врачам первичного звена без отрыва от основной практической деятельности успешно повышать свой профессиональный уровень , совершенствовать и углублять диагностическое мышление , практические компетенции, и как следствие, повысить качество оказываемой медицинской помощи населению Российской Федерации.
Елизавета евстратова