Анализ симуляционного обучения студентов навыкам сердечно-легочной реанимации на манекене-имитаторе пациента

Автор(ы): Пыщева Л.В., Угнич К.А., Щукин Ю.В, Соловьев В.Ю.,

Город: Самара

Учреждение: ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России

Результаты

Вопрос качественной и эффективной подготовки медицинских кадров является сегодня очень актуальной проблемой. Требования Государственных образовательных стандартов по вузовской, послевузовской и последипломной подготовке направлены на введение в учебный процесс обучающих симуляционных курсов, обеспечивающих отработку практических навыков и умений студентами, интернами, клиническими ординаторами, врачами и специалистами здравоохранения циклов профессиональной подготовки и переподготовки, отработку навыков работы в команде, развитие клинического мышления и формирование профессиональных компетенций специалистов.
В настоящее время признано, что использование интерактивных тренажеров, роботов-пациентов и виртуальных симуляторов:
- позволяет воссоздать реальную контролируемую ситуацию по отработке навыков оказания медицинской помощи;
- дает возможность для многократной отработки определенных упражнений и действий;
- обеспечивает контроль качества оказания медицинской помощи по результатам выполнения тренинга;
- обеспечивает индивидуальный подход в подготовке обучающихся.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, статья 124 «Неоказание помощи больному» в редакции от 06.07.2016, является уголовным наказанием. В этой связи любой медицинский работник обязан уметь проводить сердечно-легочную реанимацию (СЛР), так как состояние клинической смерти требует срочных мероприятий направленных на спасение жизни человека.
В этой связи в структуру программ подготовки студентов СамГМУ были введены обучающие симуляционные курсы по программе СЛР с последующей сдачей итогового зачета.
В исследовании было задействовано 84 студента СамГМУ прошедших симуляционное обучение на манекене SimMan 3G.
1 этап - соответствовал выполнению практических навыков после освоения теоретической части по программе СЛР;
2 этап – соответствовал выполнению практических навыков при проведении зачета, после практических занятий на манекене.
Наиболее частые ошибки при проведении комплекса СЛР представлены в таблице 1, где наглядно видно, что получение теоретических навыков является недостаточным для освоения комплекса мер при оказании помощи пациенту в состоянии клинической смерти.
После проведения практических занятий на симуляторе SimMan 3G, было статистически значимое увеличение положительных результатов по таким навыкам как: обеспечение личной безопасности проверки сознания, вызова бригады скорой медицинской помощи. Кроме этого студентам на практических занятиях удалось научиться правильно осуществлять компрессии грудной клетки с достаточной глубиной 5-6 см. и частотой 100-120 компрессий в минуту, а также проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) методом «рот в рот».
Таблица 1. Наиболее частые ошибки при проведении СЛР на манекене:
Манипуляция 1 этап 2 этап t-кри-терий р
да нет да нет
Обеспечили личную безопасность 70 (83%) 14 (17%) 79 (94%) 5 (6%) 2,2112 0,028388
Проверили отсутствие сознания 71 (85%) 13 (15%) 80 (95%) 4 (5%) 2,3257 0,021246
Зарезервировали помощника и вызвали скорую помощь 62 (74%) 22 (26%) 73 (87%) 11 (13%) 2,1528 0,032779
Проверили отсутствие дыхания 78 (93%) 6 (7%) 81 (96%) 3 (4%) 1,0250 0,306853
Проверили пульсацию на сонных артериях 72 (86%) 12 (4%) 79 (94%) 5 (6%) 1,7973 0,074103
Установили руки на середину грудной клетки 66 (79%) 18 (21%) 75 (89%) 9 (11%) 1,8997 0,059212
Осуществляли компрессии с глубиной 5-6 см 26 (31%) 58 (69%) 78 (93%) 6 (7%) 10,6573 0,000000
Осуществляли компрессии с частотой 100-120/мин. 32 (38%) 52 (62%) 78 (93%) 6 (7%) 9,0762 0,000000
Зажимали нос до начала ИВЛ 72 (86%) 12 (14%) 79 (94%) 5 (6%) 1,7973 0,074103
Осуществляли ИВЛ объеме 450-500 мл 20 (24%) 64 (76%) 73 (87%) 11 (13%) -10,5796 0,000000
Дожидались пассивного выдоха 74 (88%) 10 (12%) 77 (92%) 7 (8%) -0,7642 0,445814
Попросили принести дефибриллятор 73 (87%) 11 (13%) 77 (92%) 7 (8%) -0,9948 0,321296
Проверяли эффективность СЛР через 2 мин. 74 (88%) 10 (12%) 79 (94%) 5 (6%) 1,3521 0,178180

Эффект от внедрения в образовательный процесс симуляционного курса дает целый ряд положительных результатов в виде повышение безопасности учебного процесса для пациентов и обучаемых; повышение уровня практической подготовки специалистов, снижение врачебных ошибок, уменьшение осложнений и повышение качества медицинской помощи населению в целом.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Вячеслав Соловьев