Симуляционные тренинги командного взаимодействия медицинских работников смежных специальностей при оказании первичной и реанимационной помощи новорожденным в ранний неонатальный период как условие повышения качества медицинской помощи новорожденным детям

Автор(ы): Крючкова Н.Ю., Ноздрякова Л.С., Смагин А.Ю.

Город: Омск

Учреждение: Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения"

Результаты

Проблема младенческой смертности во всем мире является одной из актуальнейших проблем современной медицины. Показатели младенческой смертности в России выше, чем в других развитых странах. В Омской области число умерших детей в возрасте до 1 года составило: в 2012г. – 8.2, в 2013 г. - 7.4, в 2014 г. – 7,2, в 2015 г. – 6,8 на 1000 родившихся живыми (аналогичный показатель в РФ в 2012 г. – 8.6, в 2013 г.- 8,2, в 2014 г. 7,4). В целях снижения показателей младенческой смертности, в т.ч. от неэффективных медицинских вмешательств, решением коллегии МЗ Омской области «Итоги работы акушерско-гинекологической и педиатрической служб Омской области за 2014 год» БУ ДПО Омской области «Центру повышения квалификации работников здравоохранения» (БУ ДПО ОО ЦПК РЗ) совместно с главными врачами медицинских организаций поручено провести обучение медицинских работников смежных специальностей, участвующих в оказании первичной и реанимационной помощи новорожденным с отработкой навыков командного взаимодействия. Известный факт, что традиционные программы повышения квалификации, не предусматривают совместного «командного» обучения специалистов разных квалификаций и уровня образования.
Во исполнение решения коллегии БУ ДПО ОО ЦПК РЗ разработана программа обучения данной категории специалистов применительно к этапам первичной и реанимационной помощи новорожденному при разных вариантах развития клинического сценария. Программа предусматривает освоение разделов: «Психология командного взаимодействия», «Командное взаимодействие при оказании первичной и реанимационной помощи новорожденному». Общая трудоемкость обучения составляет 32 уч. часа. Образовательные задачи программы направлены на формирование устойчивых навыков эффективной коммуникации и взаимодействия членов бригады, отработку алгоритмов действий каждого участника тренинга в конкретной критической ситуации с учетом взаимозаменяемости и взаимосотрудничества. Программой предусмотрено, что содержание тренингов, может варьировать в зависимости от исходного профессионального уровня членов бригады. Тематика тренингов охватывает разделы:
1.«Базовая помощь новорожденному в родильном зале и послеродовом отделении» (отсроченное пережатие пуповины; сцеживание пуповинной крови; прикладывание к груди; кожный контакт).
2. «Последовательность и методика проведения начальных реанимационных мероприятий» (оценка-решение-действие; восстановление проходимости дыхательных путей; тактильная стимуляция; подготовка бригады к рождению двойни, тройни).
3. «Сердечно-легочная реанимация новорожденному в родильном зале»: (проведение искусственной вентиляции легких; непрямой массаж сердца; введение медикаментов).
4. «Стабилизация ребенка с ЭНМТ и ОНМТ от рождения для перевода в ОРИТ новорожденных»: (помещение ребенка в пластиковый мешок; проведение продленного вдоха; сурфактантная терапия; проведение назального СPAP).
5. «Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с ЭНМТ и ОНМТ в отделении»: (помещение ребенка в кувез и открытую реанимационную систему; выполнение методик развивающего ухода: «гамак», «гнездо», «кенгуру»; антропометрические измерения; проведение доступа к центральному венозному руслу).
Методологический инструментарий тренингов включает широкий спектр клинических сценариев, технологических карт тренингов, комплексных оценочных листов, позволяющих одномоментно оценить действия всех участников тренингов, методических пособий для обучающихся и преподавателей.
Тренинги рассчитаны на командное обучение 3-4 специалистов разного профиля и уровня квалификации. График проведения тренингов, состав участников и содержание программы заранее согласовывались с руководителями медицинских организаций. Для проведения тренингов в качестве инструкторов привлечены врачи анестезиологи-реаниматологи и неонатологи с опытом оказания реанимационной помощи в условиях родильного дома и владеющие технологией симуляционного обучения.
В 2015 году впервые в истории здравоохранения области проведено масштабное обучение медицинского персонала, участвующего в оказании первичной и реанимационной помощи новорожденным. Тренинги для специалистов городских родовспомогательных учреждений проводились в аккредитованном симуляционно-тренинговом центре БУ ДПО ОО ЦПК РЗ или непосредственно в отделениях медицинских организаций акушерского профиля. Обучение специалистов медицинских организаций муниципальных районов Омской области носило выездной характер с использованием мобильных симуляционных модулей образовательного учреждения, а для отдаленных районов применены видеотранслирующие технологии.
За указанный период прошли обучение 326 специалистов из 32 районов области и 4 городских родовспомогательных учреждений, из них: 102 специалиста с высшим медицинским образованием (врачи-неонатологи, анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи); 224 специалиста со средним медицинским образованием (акушерки родовспомогательных учреждений, палатные медсестры неонатологических отделений, медицинские сестры-анестезистки, фельдшеры скорой помощи). 98% участников тренингов обучались в составе постоянных бригад.
По результатам анкетирования участников тренингов показатель удовлетворенности качеством обучения составил 99,5% (при установленном критерии 95%); 99.2% участников отметили значительное повышение уровня сформированности практических навыков и совершенствование навыков командного взаимодействия. Статистические данные отрасли здравоохранения Омской области выявляют положительную динамику снижения показателя младенческой смертности (снижение на 17% по сравнению с 2012 годом).

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Людмила Ноздрякова