Автор(ы): Иванов В.А., Кондрашенко Е.Н.
Город: Москва
Учреждение: Кафедра ультразвуковой диагностики и хирургии ФПК МР РУДН
Результаты
Назрела необходимость пересмотра организации учебного процесса и форм постдипломного и непрерывного профессионального образования. Для успешного освоения программы профессиональной переподготовки требуются новые технологии обучения, в том числе симуляционные, которые позволяют значительно улучшить процесс освоения обучающимися практических навыков по методикам УЗИ различных органов и систем. В связи с существующей сегодня ситуацией в медицине, в законодательной сфере, обучатся будущим врачам с использованием симуляционных тренажеров, можно считать жизненно необходимым условием.
С каждым годом увеличивается количество и качество компьютерных тренажеров-симуляторов, некоторые из них оснащены хептическими устройствами обратной связи, позволяющие обеспечить реалистичные тактильные ощущения, позволяющие буквально "чувствовать" виртуальную модель на экране компьютера. Совершенствуются программы планирования и управления учебным процессом, открываются новые центры по симуляционному обучению. Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи имитаторов, манекенов, тренажеров и виртуальных симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим исследованиям, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными.
На примере ультразвукового симулятора Шэлл, с 2-мя торсовыми манекенами и 4-я ультразвуковыми датчиками, хочется отметить, что обучающимся врачам предоставляется возможность получить реалистичные В-сканы изображений исследуемых органов и тканей высокого качества разрешения, точно соответствующие тем, что мы получаем при проведении УЗИ у пациентов в режиме реального времени. При этом, полная база данных ультразвукового симулятора распределена по тематическим модулям, адаптированным от уровня «начинающего» до уровня «с опытом работы» врача ультразвуковой диагностики. Каждый модуль содержит до 12 документированных клинических примеров пациентов. Систему можно обновлять дополнительными модулями из постоянно обновляемой библиотеки баз данных, предоставляемых ведущими клиниками Европы. Библиотека данных, поставляемая с расширенной комплектацией ультразвукового симулятора, содержит более 200 клинических наблюдений различных пациентов и более 500 эталонных снимков. Это помогает начинающим врачам ультразвуковой диагностики осуществить индивидуальную отработку практических навыков по методикам УЗИ внутренних органов и наглядно ознакомиться с рядом клинических примеров. Особенно актуальна возможность отработки практических навыков по методике трансвагинального ультразвукового исследования, что в клинической практике в последние годы стало практически неосуществимо. Считаем, что такой подход к обучению вносит неоценимый вклад в отработку практических навыков у начинающих врачей ультразвуковой диагностики. Практикующие врачи могут сравнить свои персональные приобретенные навыки (конкретно полученные изображения) с заложенными в приборе эталонами соответствующих модулей. В таком виде симулятор может рассматриваться в качестве справочной (эталонной) диагностической библиотеки. Это можно отнести к разряду самообучающихся программ. Кроме этого, симулятор позволяет проводить обучение по индивидуальной отработке практических навыков у врачей на циклах профессиональной переподготовки, осуществлять контроль знаний на циклах повышения квалификации и тематического усовершенствования по ультразвуковой диагностике. При условии постоянных подобных практических занятий и наличии полной диагностической библиотеки (данных) обучающиеся врачи будут значительно более подготовленными для внедрения этих методик (персональных практических навыков) в клиническую практику, что позволит считать их как наиболее соответствующими высоким стандартам в ультразвуковой диагностике.
Наша кафедра имеет возможность проводить симуляционное обучение врачей по программе “Ультразвуковая диагностика” на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. В центре непрерывного профессионального образования проводятся занятия со слушателями с использованием методик которые с этической точки зрения не могут отрабатываться на пациентах: трансвагинальные исследования в гинекологии, трансабдоминальные и трансвагинальные исследования в акушерстве, чреспищеводные методики исследования сердца, трансректальные методики исследования и ультразвуковое исследование молочных желез. При существующих проблемах обучения методикам вагинального и ректального ультразвукового исследования, исследования молочных желез, симуляционные методики обучения существенно повышают эффективность и качество обучающихся врачей и приводят к соответствию процесс обучения и этику взаимоотношений обучающихся с пациентом. Симуляционные методики обучения позволяют не только научить практически осуществлению этих методик, но за счет разработанных специальных приемов, порой в игровой форме, довести их выполнение до совершенства, проводить индивидуальное обучение практическим навыкам, а также осуществлять контроль знаний на циклах профессиональной переподготовки по ультразвуковой диагностике.
Елена Заславская