Автор(ы): Шарафутдинова А.Я., Гатиятуллина Л. Л.
Город: Казань
Учреждение: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
Актуальность
Стандартные операционные процедуры (СОП) – это документы, которые содержат поэтапные инструкции для выполнения той или иной процедуры (манипуляции). Несомненно, качество подготовки врачей должно отвечать требованиям системы здравоохранения с целью оказания медицинской помощи надлежащего качества. Одновременно , точное выполнение сестринских манипуляций в соответствии с СОПами является весьма актуальной задачей. В этом отношении, методика дебрифинга, используемая на занятиях в условиях симуляционного центра, способна улучшить имеющиеся навыки и знания студентов.
Цель
Цель исследования заключается в описании опыта внедрения процедуры дебрифинга в рамках дисциплины "Тренинговый курс" для освоения СОПов.
Материалы и методы
В качестве материала исследования мы использовали нормативные документы: стандарты медицинской помощи пациентам в работе медицинской сестры/брата (ГОСТ Р 1. 0 – 2012, ГОСТ Р 52623.3 – 2015).
Результаты
Существует два основных подхода к проведению дебрифинга: разбор ошибок учащимися, с участием преподавателя и разбор ошибок преподавателем с активным привлечением учащихся. В ходе дебрифинга выполняется ретроспективный анализ действий. Преподаватель является участником дискуссии и направляет участников с помощью вопросов, акцентируя внимание на ошибках. По окончании дебрифинга подводят итоги работы. Студент может получить копию своего чек-листа, а преподаватель – заполненную анкету обратной связи. Анкета студента состоит из общей оценки удовлетворенности студентов проведенным тренингом, содержит мысли об основных аспектах проведенного тренинга и служит для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Для проведения объективной оценки работы учащихся и преподавателя используется подробный оценочный лист. Оценочный лист – это структурированный перечень действий, которые должен выполнить студент для достижения поставленных задач. Информация для студента может быть сформулирована в формате клинической задачи, требующей выполнения определенного алгоритма действий, или содержать непосредственно задачи с пояснениями. При составлении задания важно избегать двусмысленности и абстрактности, чтобы учащийся выполнил именно тот алгоритм, который прописан в оценочном листе. Оценочный лист состоит из блока анонимных вопросов с 5 вариантами закрытых ответов и свободным полем для ввода информации.
Методика была использована у 5 групп 2 курса лечебного факультета (всего около 100 чел.). Студенты заблаговременно ознакомлены со стандартом выполнения манипуляции. На начальном этапе студенты работают в малых группах по 4 человека. После работы в режиме подготовки, студенты выполняют манипуляцию на фантоме, в процессе которой преподаватель производит оформление чек-листа выполнения манипуляции. В ходе дебрифинга преподаватель производит ретроспективный анализ выполнения манипуляции с разбором ошибок.
Результаты текущей аттестации показали более высокие результаты освоения тренингового курса у студентов, которые проходили тренинговый курс с применением методики дебрифинга по сравнению с группами, где методика не применялась. Было отмечено повышение внимания студентов за время проведения занятия, вовлеченность в процесс обучения и увеличение желания приобретения знаний и освоения навыков.
Обсуждение
Представляется возможным дальнейшее применение методики с расширением области применения, разработкой пакета чек-листов. Методика фокусирует внимание на возможных и распространенных ошибках при выполнении манипуляций, минимизировать их в последующем в собственной практической деятельности. Одновременно, благодаря тому, что работа проводится на симуляторах, фантомах и муляжах, ошибку можно исправить без вреда для настоящего пациента, а также ее можно обсудить. Таким образом, можно отметить, что методика дебрифинга позволяет повысить качество учебного процесса.
Выводы
Использование методики дебрифинга может применяться в симуляционном центре для обучения практическим навыкам. Благодаря методике активизируется внимание студента, исключается монотонность изложения и повышается вероятность исключения большинства ошибок при выполнении манипуляций согласно СОПам.
Энже Харисова