Автор(ы): Я.В. Шикунова
Город: Томск
Учреждение: ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет"
Актуальность
Основными трендами высшего медицинского образования на сегодняшний день являются практикоориентированность, проблемный подход, иммерсивные технологии.
Цель
Целью исследования явилась оценка на практике эффективности использования виртуальной мультипрофильной клиники "Димедус" при проведении занятий по дисциплинам "Хирургические болезни у детей" и "Детская хирургия" у студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета и 5 курса лечебного факультета, а также у ординаторов по специальности "Детская хирургия".
Материалы и методы
Впервые в Сибирском государственном медицинском университете (СибГМУ) практические занятия проводились с использование виртуальной мультипрофильной клиники "Димедус". Совместно с разработчиками нами были составлены 6 новых кейсов по детской хирургии и детской урологии-андрологии. В группу исследования вошли 150 студентов педиатрического и лечебного факультета (5 и 6 курсы) и 5 ординаторов первого и второго года обучения по специальности детская хирургия. Группу сравнения составили результаты прохождения тестирования студентами и ординаторами на идентичных по тематике практических занятиях без использования иммерсивных технологий (оценены ретроспективно). В качестве критериях оценки и сравнения использовался анонимный онлайн опрос по шкале Лайкерта и средний балл прохождения тестирования. Результаты исследования обрабатывали методом вариационной статистики с использованием пакета прикладных программ Statistica 13.
Результаты
По данным нашего исследования на вопрос полезны ли были занятия с использованием виртуальной мультипрофильной клиники "Димедус" 50 курсантов (32%) ответили, что "очень полезны", 65 курсантов (42%) - "полезны" и 40 курсантов (26%) ответили "где-то посередине". Варианты ответов: "не полезны" и "совсем бесполезны" не выбрал ни один из курсантов. Таким образом, более 70% курсантов высоко оценили пользу иммерсивных образовательных технологий. На вопрос "Есть ли необходимость использовать виртуальную мультипрофильную клинику "Димедус" при обучении на других клинических дисциплинах?" 56 курсантов (36%) ответили, что "желательно использовать на большинстве дисциплин", 45 курсантов (29%) ответили, что "желательно использовать на всех дисциплинах", вариант ответа "желательно использовать на некоторых дисциплинах" выбрали 29 курсантов (19%), а 25 курсантов (16%) высказались, что "желательно использовать на половине дисциплин". Вариант ответа, что "виртуальную мультипрофильную клинику "Димедус" не стоит использовать при обучении на клинических дисциплинах не выбрал никто, что говорит об интересе со стороны студентов к данной образовательной технологии. На вопрос "На каких устройствах удобнее работать с виртуальной мультипрофильной клиникой "Димедус" были полученя следующие ответы: VR-очки, планшеты, свои устройства (дистанционный формат) получили одобрения у 59 курсантов (38%), у 56 курсантов (36%) и у 40 курсанта (26%) соответственно, при этом вариант ответа "не удобен ни один формат" не выбрал никто из опрашиваемых, что указывает на востребованность и удобство любого формата использования виртуальной клиники. Средний балл прохождения текущего тестирования на усвоение пройденного материала на практическом занятии в группе студентов обучающихся без использования виртуальной мультипрофильной клиники "Димедус" составил 78,3, тогда как в группе исследования 87,9 % (р˂0,05), что указывает на высокую эффективность подобного формата обучения.
Выводы
Иммерсионные технологии позволяют не только разнообразить образовательный процесс, но и провести раннюю профессиональную ориентацию в узкие медицинские специальности, а также насытить образовательную программу актуальными кейсами из реальной врачебной практики, что, безусловно, повышает эффективность практических занятий.