Роль коммуникативных навыков в системе высшего медицинского образования Республики Армения

Автор(ы): Байков А.В., Оганнисян Э.А.

Город: Ереван, Армения

Учреждение: Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

Актуальность

Общение врача с пациентом — длительный и многогранный процесс, ощутимо влияющий на результат лечения. Высокий уровень коммуникативных навыков (КН) медработников повышает приверженность к лечению и способствует улучшению показателей исходов лечения и степени удовлетворения пациентов медобслуживанием. Медицинские образовательные программы базового уровня традиционно включают дидактические единицы, способствующие развитию коммуникативных навыков и компетенций. Однако до сих пор есть нерешенные проблемы эффективной коммуникации, такие как языковые затруднения, культурное многообразие и временные ограничения.

Цель

Целью исследования явился обзор традиционных и инновационных методов, форм и подходов преподавания, обучения и оценки КН на уровне базового высшего медицинского образования, с сопоставлением с ситуацией в реальном вузе и обсуждением перспектив улучшения на институциональном и национальном уровне в Республике Армения (РА).

Материалы и методы

Изучены доступные литературные интернет-источники на английском, армянском и русском языках, а также отчет по самооценке вуза, государственная законодательная база и подзаконные нормативные правовые акты РА.

Результаты

Выяснены и описаны существующие барьеры и сложности обучения, преподавания и оценки КН будущих врачей, предлагаются подходы к улучшению учебного процесса. Изучены современные международные рамки, модели и стратегии обучения, позволяющие эффективно интегрировать дидактические компоненты КН в образовательную программу, принимая в качестве ведущего документа «Глобальные стандарты Всемирной федерации медицинского образования по улучшению качества базового медицинского образования» пересмотра 2020 года. Особое внимание уделено системе подготовки медицинских кадров Армении. В РА медицинские специальности высшего профессионального образования регулируются рядом законов, положений и инструментов, включая «Закон РА о высшем и постдипломном образовании», номенклатуру специальностей и квалификаций высшего профессионального образования РА, Национальную рамку квалификаций РА, Секторальную рамку квалификаций («Медицина») РА. Национальная и секторальная квалификационные рамки описывают знания и компетенции по коммуникации выпускников. Секторальная рамка квалификаций («Медицина») РА регулирует три медицинские специальности: «Лечебное дело», «Лечебное дело в вооруженных силах», «Стоматология». Примечательно, что ожидаемые результаты освоения различных образовательных программ вузов РА по той же специальности отличаются значительным разнообразием.

Обсуждение

Среди широко применяемых в развитых странах подходов обучения КН обращают на себя внимание следующие образовательные методы и инструменты: ролевые игры, беседы с реальными пациентами, видеоклипы с симулированными клиническими ситуациями, обучение в малых группах, обучение у постели больного, «стандартизированные пациенты», пациенты-волонтеры. Широкое применение таксономии Блума и пирамиды Миллера, с конкретизацией уровней когнитивной области, обосновывает классификацию образовательных учебных целей и выбор обоснованных методов, форм и подходов преподавания, обучения и оценки. Последнее не только формально модернизирует учебный процесс в рамках образовательной программы, но и служит серьезным подспорьем в обеспечении вертикального и горизонтального соответствия образовательных программ и их дидактических единиц отраслевым, государственным и международным стандартам. С увеличением внимания профессионалов и общества к коммуникации в медицине связано развитие спектра коммуникативных моделей консультирования, от простых до более подробных и комплексных.
Наиболее эффективным подходом к оценке КН студентов-медиков и выпускников медицинских вузов является применение современного метода оценки клинической компетентности — объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). В рамках ОСКЭ важнейшие компоненты компетентности, включая КН, оцениваются структурированно и планомерно, уделяется особое внимание к объективности оценки.
Последовательная модернизация учебного процесса в Ереванском государственном медицинском университете им М. Гераци, путем реформирования структуры и внедрения современных методологических составляющих медицинских образовательных программ, признана группой международных экспертов в рамках международной программной аккредитации.
Структурно-методологическая интеграция тренингов КН в образовательную программу по базовым медицинским специальностям, для обеспечения надлежащего уровня профессиональных компетенций будущих специалистов сектора здравоохранения, является одним из современных вызовов системе подготовки врачей РА. Формализация преподавания, изучения и, в особенности оценивания КН с использованием структурированных рамок, таких как Калгари-Кембриджская модель медицинского консультирования, обеспечит улучшение качества КН выпускников. Дополнительные отраслевые регуляторные инструменты РА, включающие развернутую версию списка знаний, навыков и компетенций, с регламентацией методов и форм оценивания, а также централизованный лицензионный экзамен для выпускников медицинских вузов РА и стран зарубежья может кардинальным образом улучшить коммуникативные компетентностные характеристики молодых специалистов.

Выводы

Улучшение КН молодых врачей требует комплексного подхода, включающего: структурно-функциональную интегрaцию специальных тренингов на уровне образовательной программы, формализацию преподавания, изучения и оценивания КН с использованием структурированных рамок, разработку и внедрение дополнительных отраслевых регуляторных инструментов, включающих развернутую версию списка знаний, навыков и компетенций, а также организацию и проведение централизованного лицензионного экзамена.

Тема: Коммуникативные навыки
Арам Байков